ДИАКОНИССА - Страница 3

В конце IV в. святитель Епифаний Кипрский свидетельствовал о том, что, хотя «в Церкви существует чин диаконисс, он (установлен) не для священнодействия и не для поручения (диаконисам) чего-либо подобного, но (лишь) ради охранения чести женского пола или во время Крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, (да) и (просто) во (всех) случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диакониссой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении её тела, каковое надёжно охраняется установленным в Церкви в соответствии с мерой канона строгим чином (диаконис). Ибо слово Божие не позволяет женщине ни “в церкви глаголати”, ни “властвовати над мужем”». Дополнительные сведения о служении диаконисс сохранились в погребальной надписи VI в. некой диаконисы Марии из Каппадокии, где сказано: «Здесь покоится почтенной и блаженной памяти диакониса Мария, которая, согласно апостольскому слову, растила детей, принимала странников, омывала ноги святых, разделяла свой хлеб с нуждающимися. Помяни её, Господи, когда придёшь, во Царствии Твоем» (из надписи очевидна социальная направленность деятельности диаконисс). В IV–VII вв. служение диаконисс было распространено на Востоке (некоторые исследователи полагали, что диаконисс не было в Александрийской церкви, но, как показал У. Дзанетти, аргументация, на которой основывается это утверждение, неверна). Среди прославленных святых христианского Востока есть несколько диаконисс, например, сестра святителей Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского блаженная Феозва (Феосевия; память 10 января); мать святителя Григория Богослова св. Нонна (память 5 августа), посвящённая в диакониссы одновременно с поставлением её мужа, святителя Григория (старшего), в епископы Назианза; сподвижница святителя Иоанна Златоуста св. Олимпиада (память 25 июля), поставленная в диакониссы святителем Нектарием Константинопольским; подвизавшаяся в Милассе в Карии уроженка Рима преподобная Ксения (память 24 января); преподобная Ирина, игумения монастыря Хрисовалантон (память 28 июля), и др. В частности, немало диаконисс было в Константинополе. Так, в новелле, изданной в 535 г. императором Юстинианом I Великим в связи с постройкой заново храма Святой Софии, при храме было определено сорок диаконисс (это количество подтверждено при императоре Ираклии в 612 г.). При патриархе Кириаке (596–606 гг.) в Константинополе был воздвигнут храм Божьей Матери «(в районе) Диакониссы», пользовавшийся известностью; в приписываемом Кодину сочинении происхождение упомянутого названия объясняется тем, что патриарх Кириак жил на месте этого храма, когда был диаконом, а его родная сестра стала диакониссой этого храма; впрочем, вероятнее всего, что храм получил название по имени квартала, в котором был некогда расположен дом какой-то богатой диакониссы. Константинопольские диакониссы принимали активное участие в церковном пении, образуя отдельный хор в храме Святой Софии, размещавшийся в «женском нартексе».

 



 
PR-CY.ru