ДИАКОНИССА - Страница 13

Таким образом, возрождение института диаконисс как дополняющего институт диаконов возможно лишь в том случае, если служение мужского диаконата вновь наполнится разнообразным нелитургическим содержанием, как это имело место в древней церкви. Иными словами, возрождение женского диаконата просто не может по-настоящему состояться, пока не произойдёт радикальное переосмысление диаконата мужского (если последнее вообще необходимо). Утратило практический смысл и единственное литургическое служение древних диаконисс – помазание женщин при крещении св. елеем по всему телу: уже в течение многих веков помазание крещаемых св. елеем по всему телу заменено помазанием отдельных частей тела, а само крещение чаще совершается над детьми, а не над взрослыми. По мнению Жозе Гродидье де Матона, служение диаконисс, собственно, и прекратило некогда своё существование именно из-за повсеместного распространения практики крестить детей в самом раннем возрасте. Возрождение чина диаконисс в таких условиях, когда функции диаконов-мужчин почти исключительно сведены к литургическим, будет вести к непониманию природы женского диаконата и уподоблению диаконисс священнослужителям-мужчинам, что не имеет основания в церковной традиции и противоречит свидетельству Епифания Кипрского и других древних христианских авторов. И так оно и происходит: как уже было отмечено, часть поставленных в XX в. в Элладской церкви диаконисс исполняла функции иподиаконов, что не имеет никакого отношения к служению древних диаконисс. Ещё больше опасений, чем возникновение новых и неочевидных служений женщин-иподиаконов и т.п. (что само по себе уже может стать поводом к церковным нестроениям), вызывает потенциальная возможность трансформации неверного понимания диаконисс как «женщин-священнослужителей» в идею «женского священства» и, наконец, «епископства» (как это в самом деле и случилось, например, в англиканской церкви). Небезынтересно, что католическая церковь полностью разделяет эти опасения. Так, несмотря на призывы ввести католический женский диаконат (таковые содержатся, например, в предложениях, выдвинутых в 1995 г. Американским обществом канонического права), Международная Богословская комиссия при Конгрегации вероучения в ходе работы над принятым на заседании в 2002 г. официальным документом «Диаконат: Эволюция и перспективы» поставила под сомнение саму возможность восстановления чина диаконисс (что, конечно, немедленно подверглось критике сторонников введения диаконисс в католической церкви).



 
PR-CY.ru