Словарь по христианству Д ДИАКОНИССА

ДИАКОНИССА

ДИАКОНИССА – одно из церковных служений в древней церкви, которое исполняли женщины. В истории начального христианства (как и в истории всех восточных культов, наводнявших Рим в императорский период) женщины играли очень видную роль. Апостол Павел (Рим 16:1–2) упоминает Фиву, «служительницу церкви Кенхрейской». Исследователи расходятся во мнениях относительно того, можно ли считать её диакониссой в том смысле, что она имела определённый церковный чин. В пользу того, что Фива занимала степень диакониссы, говорит традиция III и последующих веков: имя св. Фивы упоминается в молитвах (в том числе, византийских) на поставление диакониссы; в надгробной надписи VI в. некой диакониссы по имени София, погребённой на Елеонской горе (она названа «второй Фивой»); о Фиве как об одной из первых диаконисс писали Ориген, Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и другие авторы. С другой стороны, против этого говорят анализ особенностей словоупотребления в творениях апостола Павла и отсутствие в христианской литературе I–II вв. каких-либо эксплицитных упоминаний о диакониссах как об определённом служении. «Жён», которые упоминаются в 1 Тим. 3:11 после диаконов (1 Тим. 3:8–10) и которые обычно трактуются как жёны диаконов (ср. в синодальном переводе: «Равно и жёны их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём» – слова «их должны быть» являются интерполяцией переводчиков), что может быть верной интерпретацией (так, в 1 Тим. 3:12 апостол Павел продолжает говорить о диаконах-мужчинах), некоторые исследователи считают диакониссами. Такое отождествление «жён» из 1 Тим. 3:11 с диакониссами небесспорно, как и отождествление служений св. Фивы из Рим. 16:1–2 и позднейших диаконисс, хотя и имеет обоснование в святоотеческой письменности. Климент Александрийский называет этих «жён» «женщинами-диаконами» (впрочем, он мог и не иметь в виду диаконат в иерархическом смысле), на том же настаивают Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и др. В письме Плиния Младшего к императору Траяну, одном из самых ранних свидетельств о гонениях на христиан в Римской империи (написано в начале II в.), упоминаются две «служительницы» (лат. – «ministrae»), которых Плиний в Вифинии допрашивал во время процесса над христианами. Исследователи, отстаивающие позицию о появлении диаконисс уже в апостольскую эпоху, также отождествляют их с раннехристианскими диакониссами. Тем не менее, в «Апостольском предании» (III в.), которое считается древнейшим после «Дидахе» литургико-каноническим памятником, из женских церковных степеней упомянуты лишь вдовицы и девы. Вопрос о возможном отождествлении служений вдовиц и диаконисс не раз ставился в науке, но не получил окончательного решения. С бесспорностью диакониссы как одна из степеней церковного клира впервые упомянуты в «Дидаскалии апостолов» (первая половина III в.), где описаны и их основные функции: помощь при крещении женщин (помазание их по всему телу св. елеем и восприятие от крещальной купели), посещение женщин в их домах с целью оказания помощи в болезни и прочее (делать всё это диакону-мужчине не вполне прилично и разрешается, согласно «Дидаскалии апостолов», лишь в случае отсутствия диакониссы), участие в общении епископа с женской частью общины.

 



 
PR-CY.ru