Словарь по христианству Д ДИАКОН, дьякон

ДИАКОН, дьякон

ДИАКОН, дьякон (греч. «diakonos» – «служитель») – низшая степень священства в христианстве (перед священником и епископом). Институт диаконов восходит к апостольским временам и возникло в Иерусалимской церкви. В Деян. 6:1–6 описано рукоположение первых диаконов: апостолы, обязанные, прежде всего, проповедовать слово спасения, не имели возможности печься о столах и на это служение рукоположили семь избранных общиной человек (среди них был первомученик Стефан), которые должны были помогать пресвитерам. Это первоначальное служение вскоре осложнилось другими многочисленными занятиями и обязанностями. В посланиях апостола Павла диаконы фигурируют как особый класс служителей, которые занимались, в основном, хозяйственными делами раннехристианской церкви. Однако указание на учреждение диаконата в рассказе «Деяний святых апостолов» (Деян. 6:2–6) некоторые исследователи считают не совсем правильным. Они находят примечательным, что все семь мужей носят греческие имена, и что они появляются в тот момент, когда у иудеев-«эллинистов» произошёл ропот на евреев за то, что их вдовицы были пренебрегаемы при ежедневных раздачах (6:1). Характерно также, что эти лица, которых книга Деяний совсем не называет диаконами, выдвигают из своей среды первомученика Стефана, одного из самых пламенных проповедников начального христианства, а также благовестника Филиппа, который ушёл из Иерусалима, проповедовал по городам и поселился в Кесарии (Деян. 8:40, 21:8–9). Совокупность этих данных заставляет некоторых исследователей думать, что семь мужей книги Деяний представляли среду рассеяния (диаспоры) и подготовили новое явление – выступление христианства в языческий мир; они проповедовали в духе Христа, что «Всевышний не в рукотворённых храмах живёт», и шли к самарянам и эллинам. Характерно, во всяком случае, что гонение, вызванное проповедью Стефана, совсем не затронуло апостолов (Деян. 8:1). Иерусалимское учреждение семи не имело генетической связи с диаконатом, как он утвердился в церкви, хотя число семи диаконов – очевидно, в подражание иерусалимским – в некоторых местах, например, в Риме, держалось очень долго, вопреки требованиям жизни. Первое упоминание о диаконах находится в старейшем послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а затем 1 Тим. (3:8–13). «Учение двенадцати апостолов» также упоминает диаконов наряду с епископами и не знает пресвитеров. Эта особая близость представителей первой и третьей степеней иерархии сохранилась и впоследствии и сказывалась в таком нарастании полномочий диаконов, которое ставило их нередко выше пресвитеров. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочестием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви всё было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По его указанию они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдовиц и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Диаконы были посредниками между епископами и паствой: передавали пасомым распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления.

 



 
PR-CY.ru