ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 8

П. Тавардон показал наличие в «западной» версии редакторских дублетов и повторов (ср.: Деян. 15:1, 5), сокращение которых дало начало «александрийской» версии. Таким образом, хотя в современной науке отсутствует единая точка зрения на соотношение двух редакций, большинство исследователей так или иначе признают, что обе версии являются результатом некоторого развития, а потому обе могут содержать более ранние варианты чтений. Среди наиболее заметных отличий исследователи выделяют следующие. В «западной» версии Деян. 1:5 уточняется, что Святой Дух сойдёт в день Пятидесятницы. В Деян. 1:26 говорится о 12, а не об 11 апостолах. Местоимение «мы» встречается гораздо раньше, чем в «александрийской» версии (уже в Деян. 11:28). В целом для «западной» версии характерна большая степень «церковного» понимания описываемых событий: больше христологических титулов (к имени Господь Иисус обычно добавляется Христос (например, в 1:21; 4:33; 8:16; 11:20 и др.), к имени Иисус Христос добавляется Господь (например, в 2:38; 5:42; 10:48) и т.п.; в Деян. 20:25 говорится не «Царство Божие», а «Царство Иисуса»); имеются дополнения в связи с исцелениями (в Деян. 6:8 первомученик Стефан совершает «великие чудеса и знамения во имя Господа Иисуса Христа»; в Деян. 9:17 апостол Анания исцеляет Павла «во имя Иисуса Христа»; в Деян. 9:40 апостол Пётр говорит Тавифе: «Встань во имя Господа нашего Иисуса Христа»; в Деян. 14:10 апостол Павел исцеляет хромого «во имя Господа Иисуса Христа»); чаще подчёркивается роль Святого Духа в тех или иных событиях (в Деян. 6:10 и 8:18 добавляется слово «Святому»; в Деян. 11:17 говорится о «даре Духа Святого»; в Деян. 15:7 и 29 апостол Пётр говорит «в Духе»; в Деян. 15:32 Иуда и Сила исполняются Святого Духа; Дух велит апостолу Павлу вернуться в Азию (Деян. 19:1) или пройти через Македонию (Деян. 20:3); более чётко говорится об успехах апостолов (констатируются факты исцеления (Деян. 5:15); подчёркивается превосходство Стефана в мудрости (Деян. 6:10 и сл.); отмечается обращение проконсула Сергия Павла в веру (Деян. 13:12) и т.д.; при этом отсутствуют характерные для апокрифических Деяний и Житий наименования апостолов «блаженными» и «святыми» и какие-либо дополнительные чудеса. Среди несистематических дополнений выделяются следующие. В Деян. 15:1 говорится, что пришедшие были «от ереси фарисейской», в Деян. 15:2 приводится позиция апостола Павла относительно обратившихся язычников: «Они должны остаться, как они были, когда уверовали». В Деян. 8:24 раскаявшийся Симон Волхв плачет. В Деян. 12:10 апостол Пётр, изведённый ангелом из темницы, спускается «по 7 ступеням». В Деян. 10:25 один из слуг сотника Корнилия объявляет о приходе апостола Петра. В Деян. 16:30 стражник, выпустив апостолов, запирает остальных узников. В Деян. 19:5 говорится, что крещение совершается «во отпущение грехов». В Деян. 19:9 и 28 указываются часы, в которые апостол Павел проповедовал у Тиранна. Наиболее заметным отличием «александрийской» версии от «византийской» и «западной» является отсутствие в Деян. 8:37 исповедания евнуха о том, что «Иисус Христос есть Сын Божий».

 



 
PR-CY.ru