ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 4

К наиболее существенным композиционным различиям относится отсутствие в Евангелии от Луки характерных для «Деяний  апостолов» «длинных речей». Но, как и в Евангелии от Луки, в «Деяниях  апостолов» встречаются так называемые диптихи (например, наиболее заметные – сопоставление рождения и служения Иоанна Предтечи и Спасителя в Евангелии от Луки и служения апостолов Петра и Павла в «Деяниях  апостолов»). В целом в служении апостолов просматриваются параллели с земным служением Иисуса Христа: на апостолов также сходит Святой Дух (Деян. 2:1–4; ср.: Лк. 1:35–36; 3:21–22), апостол Пётр в проповеди толкует стих из Священного Писания (Иоил. 2:28–32 в Деян. 2:16–36; ср.: Лк. 4:14–30, где истолковывается Исх. 61:1–2), апостолы призывают новых верующих (Деян. 2:37–41, 47b; ср.: Лк. 5:1–11, 27, 32), исцеляют хромого нищего (Деян. 3:1–10; ср.: исцеление слепого нищего в Лк. 18:35–43), их допрашивают в синедрионе (Деян. 4:1–22; ср.: Лк. 22:66–71), они совершают чудеса исцеления и изгнания демонов (Деян. 5:12–16; 8:6–7, 13; ср.: Лк. 4:40–41; 6:17–19), исцеляет прикосновение к одеждам Павла (Деян. 19:11–12; ср.: Лк. 8:43–48), иудейские первосвященники и саддукеи хотят убить апостолов за их проповедь (Деян. 5:17–42; ср.: Лк. 19:47), апостол Пётр воскрешает Тавифу (Деян. 9:36–42; ср.: Лк. 7:11–15), благочестивый римский сотник Корнилий первым из язычников принимает Крещение (Деян. 10:1–48; ср.: сотник в Лк. 7:1–10 – первый язычник, который просит об исцелении, а сотник в Лк. 23:47 исповедует веру), апостол Павел отправляется в Иерусалим, несмотря на ожидающую его там опасность (Деян. 19:21; 21:8–17; ср.: Лк. 9:51; 13:33; 19:11–28), он идёт в храм (Деян. 21:17–26; ср.: Лк. 19:28–48), схвачен иудейской толпой, но потом оказывается в руках римских властей (Деян. 21:30–36; 23:23–26:32; ср.: Лк. 22:47–54; 23:1–25), апостол выступает против саддукеев (Деян. 23:6–9; ср.: Лк. 20:29–38), благословляет и преломляет хлеб (Деян. 27:35; также см.: 20:7–11; ср.: Лк. 27:35; также см.: 24:30), первомученик Стефан, побиваемый камнями, видит отверстые небеса и Сына Человеческого (Деян. 7.:6; ср.: Лк. 22:69), предаёт дух Господу и молится о прощении своих убийц (Деян. 7:59–60; ср.: Лк. 23:34, 46). «Деяния апостолов», как и Евангелие от Луки, охватывают временной промежуток в 30 лет. Оба повествования начинаются в Иерусалиме и завершаются арестом и судом. Заметны перекрестные тематические связки (пребывание апостолов в храме в Лк. 24:53 и в Деян. 2:46; проповедь Царства в Лк. 4:43; 9:2 и др. и в Деян. 1:3 и 28:31; «спасение Божие» в Лк. 3:6 и в Деян. 28:28). В «Деяниях апостолов» исполняются пророчества из Евангелия от Луки: «облечётесь силою свыше» в Лк. 24:49 подразумевает Вознесение Господне (Лк. 24:50–53; Деян. 1:9–11) и схождение Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1–4); пророчество Лк. 21:12–15 о гонениях исполняется в Деян. 4:3–5, 14; 5:17–42. Наставление «отрясать прах» в Лк. 9:5 и 10:11 апостолы исполняют в Деян. 13:51. В «Деяниях  апостолов», как и в Евангелии от Луки, заметен особый интерес к вселенскому масштабу христианского благовестия.

 



 
PR-CY.ru