Словарь по христианству Д ДЕСЯТОСЛОВИЕ, Десять заповедей

ДЕСЯТОСЛОВИЕ, Десять заповедей

ДЕСЯТОСЛОВИЕ, Десять заповедей – десять нравственно-юридических положений, которые легли в основу всего Моисеева законодательства, а через него перешли и в законодательства всех христианских народов. Они помещаются в катехизисах всех христианских исповеданий, но не с одинаковым подразделением; лютеране и католики соединяют две первые заповеди в одну, но зато десятую разделяют на две. Эти десять положений, записанные в XX главе книги Исход и в V главе книги Втрозаконие, ввиду их особенной важности, были выбиты на двух каменных досках (скрижалях), хранившихся как особая святыня в Кивоте Завета, по пять положений на каждой (воззрения в этом отношении колеблются; некоторые относят к первой скрижали четыре или даже три первых заповеди, а ко второй – шесть или семь последующих). В учебники включается сказание, согласно которому заповеди, начертанные на двух скрижалях, были открыты Моисею на горе Синай. О сообщении Моисею десяти заповедей говорится три раза: Исх. 34:14–26, Исх. 20:1–17 и Втор. 5:1–20. В последних двух местах дан текст заповедей в общем одинаковый, с небольшими вариантами. Именно из этого текста извлекаются заповеди в общеизвестной форме. Напротив, в Исх. 34:14–26 десятословие, начертанное на двух скрижалях, имеет совершенно иное содержание. Здесь заповедей, хотя они и названы десятословием, не десять, а больше: народ не должен поклоняться иному богу; не должен делать литых богов; должен соблюдать праздник опресноков; всё, разверзающее утробу, принадлежит Богу; нельзя являться перед лице Божье с пустыми руками; в седьмой день нужно покоиться; нужно совершать праздник седмиц и праздник начатков жатвы и собирания плодов в конце года; три раза в год весь мужской пол должен являться перед лицом Бога; нельзя изливать на квасной хлеб кровь жертвы Божьей, жертва праздника Пасхи не должна оставаться до утра; самые первые плоды нужно приносить в дом Господень; нельзя варить козлёнка в молоке его матери. Все эти предписания имеют чисто культовый характер и заставляют исследователей искать их авторов в жреческой среде. Текст десятословия, данный в Исх. 20:1–17 и Втор. 5:1–21, одинаковый в главном, различается в частностях, например, в мотивировке заповеди о субботнем покое. По сравнению с главой XXXIV книги Исход, здесь предписания имеют не культовый, а нравственный характер, если не считать заповеди о субботе. Эта заповедь (а также десятая) и в данном случае не позволяют возводить их появление к кочевому быту. Требование не делать никакого подобия, по сравнению с заповедью не делать литых изображений (Исх. 34:17), может указывать на позднейшую стадию развития. По своему содержанию заповеди обнимают собой всю область нравственно-юридической жизни человека, в его отношении к Богу (первые четыре заповеди) и к ближнему (остальные шесть). В основе их лежит вечный закон правды, сохраняющий значение на все времена и для всех народов; но на их внешнем выражении нельзя не заметить отпечатка времени и места. Из характера предписаний ясно, что они могли появиться во время кочевой жизни и предполагают земледельческую культуру. Этот кодекс был дан еврейскому народу, когда он находился ещё на переходной ступени от кочевого образа жизни к оседлому и только приготовлялся вступить в правильно организованную жизнь, нуждающуюся в определённых, положительно выраженных постановлениях. Поэтому десятословие ограничивается только самыми общими положениями, и притом такими, которые, не удерживаясь в области строго юридической, переходят в область нравственную («помни», «чти», «не пожелай»). Положения имеют преимущественно запретительный и отрицательный характер, сильнее влияющий на младенческий народ. Возможно, что в них имеется в виду ограждение народа от культа Ваала. В таком случае временем их составления нужно считать эпоху, близкую ко времени пророка Илии. Этот кодекс подвергся переработке и преобразованию со стороны основателя новозаветной церкви, но в своём существе остался неприкосновенным.

 
PR-CY.ru