ДЕСЯТИНА церковная - Страница 3

Десятину получало и щецинское святилище бога Триглава. Церковная десятина на Руси как средство обеспечения христианского культа известна с первых сообщений о строительстве и содержании новых храмов. В X в. десятина являлась особой формой, в которой происходило отчисление доли поступающих на княжеский двор даней в пользу церкви. Десятина давалась не всем вновь основанным церквам, а только соборным (см., например, Десятинная церковь в Киеве). Наряду с данями церковная десятина отчислялась с поступлений от княжеского суда. Это правило было распространено в X–XI вв. Десятину церковь получала также от княжеских торговых пошлин. С ростом внутренней торговли и развитием городов торговые пошлины должны были играть всё большую роль в бюджете городов, и тогда встал вопрос об ограничении их поступлений церкви. В начале XII в. в процесс сбора церковной десятины были внесены значительные изменения. Произошло ограничение состава церковной десятины, однако появились другие источники её обеспечения. Так, в частности, полностью прекратились сборы церковной десятины от княжеского суда. Однако подобные ограничения в десятине исследователи не рассматривают как ущемление интересов церкви, поскольку правящему архиерею передавались крестьяне и сёла, приносящие доход, компенсирующий убытки от потери права на сбор, например, судебной десятины. Исследователи также отмечают, что сбор судебной десятины имел частный характер вплоть до XIV в. Десятины от торговых пошлин просуществовали дольше, однако они были серьёзно ограничены. В частности, в Смоленске в XIV в. доход от торговых пошлин в течение пяти недель в году отдавался церкви как десятина. Однако она не всегда составляла на самом деле эту долю. Так, например, расчёты судебной десятины в Краткой Правде редакции XV в. показывают, что там она представляла собой одну пятую долю князя, т.е. 20%. Подобное увеличение десятины объясняется возрастанием авторитета церкви и соответственно более активным её вовлечением в жизнь общества. Таким образом, если первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах и представляла собой налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей), то позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах, назывались десятильниками. В их обязанности входил, в том числе, сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильников после Стоглавого собора появились десятские священники, исполнявшие часть их обязанностей (в Москве их выбирали ещё в XVIII в.). Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный». На Западе епископы и аббаты, нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, нередко отдавали десятину в лен соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с королями. Наконец, и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу.

 



 
PR-CY.ru