ДЕСЯТИНА церковная

ДЕСЯТИНА церковная – отделение десятой части от всех денежных и натуральных доходов в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина установлена в Библии (Лев. 27, 30), позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. 12:17–18; 14:22–23) и сохранялась в средневековой Европе, обеспечивая независимость церкви от государства и духовенства от мирян. Согласно ТаНаХу, она была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мельхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т.п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. В свою очередь, десятую часть от десятины левиты отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами для удобства в пути и на месте купить замену десятины, чтобы натурой нести в храм. Впоследствии стали это продавать прямо в храме, за что разгневался Иисус Христос, придя в храм. Первая десятина («Ма‘асер ришон») принадлежат (согласно Чис. 18:21–24) левитам, которые, в свою очередь, должны отделить от полученного десятую часть, называемую «трумат ма‘асер», в пользу кохенов (потомки Аарона). Вторая десятина («Ма‘асер шени»; Втор. 14:22) отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников её следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками. Третья десятина («Ма‘асер шлиши») называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое её название – «ма‘асар ани» («десятина для бедного»), т.к. она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27–29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам. «Ма‘асар бехема» – десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе её отделения говорится в книге Левит (27:30–33) и у пророка Иезекииля (34:12–20, 37). Согласно Мишне, закон, обязывающий скотовода отделять «ма‘асар бехема», имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при его отсутствии. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена. «Ма‘асар ксафим» – денежная десятина. В Талмуде рассказывается о том, как Санхедрин в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания Галахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды. Общее положение о десятине из Ветхого Завета было принято в христианстве и пропагандировалось отцами церкви в их сочинениях (Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и др.). В различных регионах форма сбора церковной десятины отличались друг от друга.

 



 
PR-CY.ru