ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА, Духов день - Страница 2

Эти молитвы – о церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Это первое коленопреклонение согласно Типикону, которые совершают молящиеся после Великого поста. Вечером в храмах совершается малое повечерие, на котором поётся канон Святому Духу, написанный Феофаном. Краестрочие канона: «Ду́ха пою́ созда́вшаго всю тварь». Утреня на Духов день – это повторение утрени Дня Святой Троицы, отличия в том, что в данном случае не поётся полиелей и соответственно Уставу не читается Евангелие; канон поётся на 14 (на Троицу на 16); катавасия – это ирмосы только первого канона (на Троицу – обоих канонов); хвалительные стихиры на 4 (на Троицу на 6) и отпуст иной. Для восточнославянской традиции характерны поверья о том, что «Земля на Духов день – именинница», потому что «в этот день она сотворена» (также «Земля – именинница на Симона Зилота»). В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на ближайшие шесть недель – на всё оставшееся лето. Вплоть до начала XX в. повсеместно было распространено поверье, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день земля беременна урожаем, и поэтому её нельзя трогать: пахать, боронить, копать, засевать, вбивать колья и палки. По поверьям, в самый Духов день, перед восходом солнца, Мать Сыра-Земля открывает свои тайны: многие, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом (но утверждалось при этом, что открывались земные и подземные тайны только истинным праведникам, благочестивым людям). Во многих местах в Духов день совершали крестный ход вокруг полей. В Вятской губернии зафиксирован обычай кормить землю – «бабский праздник». Замужние женщины (в основном, пожилые) уходили в поле, где стелили на земле скатерти, раскладывали еду и устраивали трапезу, которая время от времени прерывалась; в это время женщины с песнями разносили по полям часть принесённых продуктов. Самая старшая «кормила земельку»: положив кусочки еды на землю, аккуратно прикрывала их небольшим слоем почвы и произносила: «Земля-именинница, дай нам урожай». Верили, что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу; там, где русалки пробежали, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень – колосистее. Крестьяне верили, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу. В этот день в некоторых местах за пределы деревни выносили обрядовое деревце – ту самую троицкую берёзку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника.

 



 
PR-CY.ru