ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА, Духов день

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА, Духов день – христианский народный праздник в честь Святого Духа. В православии празднуется на пятьдесят первый день после Пасхи, т.е. на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник), поэтому в православных церквах праздник также носит название Понедельник Святого Духа. В католицизме празднуется на пятидесятый день после Пасхи, одновременно с Пятидесятницей (всегда в воскресенье). В Римско-католической церкви праздник называется также Праздник Сошествия Святого Духа. Во многих государствах День Святого Духа является выходным днём. В некоторых из этих стран праздник известен как «второй день Пятидесятницы». На востоке Балкан и у восточных славян Духов день был связан по преимуществу с комплексом поминальных ритуалов, с «душами» умерших и пр., тогда как на западе славянского мира этот день почти целиком посвящён пастушеским праздникам. Для восточнославянской народной традиции были характерны поверья о том, что земля на Духов день – именинница. Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Новом Завете в книге Деяний святых апостолов: в пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, когда «... внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1–18). Праздник установлен «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие антитринитарной ереси, отвергавшей божественную природу Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божьим. В богослужении праздник в честь Святого Духа начинается великой вечерней. Распространён обычай на приходах сразу после литургии в воскресенье служить девятый час и великую вечерню. Сама вечерня начинается с пения молитвы Святому Духу: «Царю Небесный», молитва «Царю Небесный» уже в качестве стихиры поётся ещё раз на «Господи воззвах». Совершается вход с кадилом, а затем дьякон или священник произносит великий прокимен седьмого гласа: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? – Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76). Во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение: встают на колени, а священник читает семь молитв, составленные Василием Великим (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз – три молитвы).

 



 
PR-CY.ru