ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ

ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ (лат. de- – приставка со значением отделения, лишения; «sacer» – «священный») – лишение какого-либо объекта святости; обесценивание сакральных (священных) образцов, религиозных представлений, мировоззренческих установок и т.д. В акте десакрализации объект изымается из области священных явлений и переводится в сферу профанного (см. Профанное) бытия. В процессе десакрализации религиозное сознание отграничивает священную область жизни от неосвящённой, легитимизируя нормы отношений с этими областями («отдавайте кесарево кесарю, а Божье – Богу»; Мф. 22:21). В некоторых ритуалах процедура десакрализации делает посвящённый божеству предмет (например, плоды, жертвенное мясо) доступным для человеческого употребления. В ситуациях религиозных реформ или межконфессиональных конфликтов десакрализация может выполнять функцию обособления одной религиозной группы (или эпохи) от другой посредством ниспровержения «ложных» кумиров и культов («Все ваши боги – люди», Тертуллиан, «К язычникам»). Десакрализация может сопутствовать процессам рационализации религиозного сознания, содействуя «расколдовыванию мира» (Макс Вебер) и вытеснению магизма из области религиозной жизни (типичный пример такого рода десакрализации – Реформация). Десакрализация может выступать также актом секулярного сознания, направленным на разоблачение или ограничения религиозных институтов. Радикальная программа десакрализации представлена, прежде всего, атеистическими учениями. Умеренные варианты десакрализации были выдвинуты в эпоху буржуазных реформ, направленных на секуляризацию общественной жизни (десакрализация власти и фигуры монарха и т.п.). С точки зрения когнитивного подхода в эпистемологии, внутренние механизмы десакрализации коренятся, прежде всего, в психоэмоциональной сфере и тесно связаны с особенностями стратегий правополушарного пространственно-образного мышления (и сознания). На различных этапах когнитивной эволюции функции религиозных верований меняются. В условиях относительного доминирования в популяциях (или этнических группах) преимущественно образного мышления, которое в относительно большей степени управляется влиянием аффектов, сакральные образцы и архетипы, наряду с другими функциями, выполняют весьма важную психосоциальную функцию – функцию психологической защиты. Однако при опредёленных условиях эта функция может блокироваться нарастающими негативными эмоциями.

 



 
PR-CY.ru