Словарь по христианству Д ДЕННИ Джеймс

ДЕННИ Джеймс

ДЕННИ Джеймс (1856–1917 гг.) – шотландский протестантский библеист и богослов, критик либеральной протестантской теологии. Родился в г. Пейсли близ Глазго, высшее образование получил в университете г. Глазго, где изучал классические языки, античную литературу и философию (1874–1879 гг.), затем (1879–1883 гг.) изучал теологию в колледже Независимой церкви в Глазго, в котором получил степени магистра гуманитарных наук, бакалавра и доктора богословия; после окончания обучения стал пресвитерианским священником в окрестностях г. Данди. Сначала принадлежал к Реформатской пресвитерианской церкви, впоследствии присоединился к Независимой пресвитерианской церкви Шотландии. В колледже Независимой церкви состоял заведующим кафедрой систематического и пастырского богословия (1897–1899 гг.), заведующим кафедрой апологетики и экзегезы Нового Завета (1899–1917 гг.), директором (1915–1917 гг.). Автор многочисленных исследований по богословию и экзегетике Нового Завета. Джеймс Денни видел основание богословия в совокупности знания о Боге и о мире; подчёркивал диалогическую структуру Священного Писания (в Писании Бог обращается к человеку, человек слышит голос Бога); был сторонником применения методов литературной критики при изучении библейских текстов. Признавая авторитет Священного Писания, он выступал за свободу критики, полагая, что она допустима в отношении отдельных библейских повествований. При этом Денни Джеймс не был сторонником радикальной критики, отвергавшей действительность чуда. Утверждая, что учение Священного Писания о Христе как об исторической личности не может быть подвергнуто сомнению результатами историко-критического метода, он выступал против радикальной и либеральной критики Адольфа фон Гарнака (1851–1930 гг.), Августа Клостермана (1837–1915 гг.), Альфреда Луази (1857–1940 гг.), Бернхарда Вайса (1827–1918 гг.), Юлиуса Велльгаузена (1844–1918 гг.), Вильяма Вреде (1859–1906 гг.), Альбрехта Ричля (1822–1889 гг.), считая её искажением фундаментальных христианских истин, в частности, новозаветного учения о заместительном искуплении. В вопросе происхождения Евангелий Денни Джеймс был сторонником теории двух источников (Q и Евангелие от Марка). Не считая символы веры и исповедания церкви непогрешимыми, он выступал за свободу в их интерпретации. Центральная тема богословия Денни Джеймса – учение об искуплении человечества и его примирении с Богом через смерть Христа, необходимом по причине греховности человека.

 



 
PR-CY.ru