ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 7

Обряд очищения предписывает предать демону Азазелю козла, на которого возложены грехи Израиля (Лев. 16:10)». На развитие ветхозаветной демонологии, по-видимому, указывает и разночтение 1 Пар. 21:1: «И восстал Сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян», где автор книги приписывает Сатане то, что в тексте 2 Цар. 24:1: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду» – ставится в зависимость от гнева Господа. Это сравнение текстов показывает, в каком направлении развивается ветхозаветная богословская мысль в понимании действий злокозненных сил. Первоначально эта мысль старается избегать открытого противопоставления мира добра (Бога) и мира зла (Сатаны), чтобы не подать повода к дуализму, к которому израильский народ подталкивало языческое окружение. Поэтому в одних случаях Сатана изображается появляющимся перед Господом наряду с другими ангелами, называемыми в Книге Иова «сынами Божьими» (Иов. 1:6); в других – описывается его первоначальное падение и самообоготворение с использованием образа царя Тира: «Сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты – печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божьем... ты был помазанным херувимом... ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... ты согрешил, и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божьей, изгнал тебя… От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:12–17). Неоднократное упоминание злых сил в ветхозаветных текстах встречается также в связи с часто возникающим искушением умилостивить демонов с помощью магических обрядов и заклинаний. Злые силы при этом фактически превращались в богов, поскольку им совершалось поклонение, приносились жертвы. Для израильтян это были «новые» боги, «которых они не знали» и «которые пришли от соседей» (т.е. язычников); Библия прямо называет таких богов бесами (Втор. 32:17). Бог иногда допускал это искушение для израильтян, чтобы испытать их любовь и верность Ему (Втор. 13:3). Однако Израиль часто изменял Богу, принося «жертвы бесам» (Втор. 32:17). При этом измена иногда превращалась в чудовищное преступление, ибо «в жертву бесам» израильтяне «приносили сыновей своих и дочерей своих» (Пс. 105:37–38). К помощи тёмных сил они прибегали и в тех случаях, когда по примеру язычников занимались ворожбой, заговорами, чародеяниями. В первой книге Царств (28:3–25) подробно описан случай с аэндорской волшебницей, вызывавшей по просьбе Саула дух пророка Самуила. Волхвованием занималась и нечестивая царица Иезавель (4 Цар. 9:22). Царь Манассия «и гадал, и ворожил, и завёл вызывателей мертвецов и волшебников» (4 Цар. 21:6). Охозия «посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское» (4 Цар. 1:2, 3, 16). Всё это – «мерзости» (Втор. 18:12), от которых Бог предостерегает Свой народ: «Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых» (Втор. 18:10–11).

 



 
PR-CY.ru