ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 6

Грех Люцифера повредил только его природу. По своим последствиям он не был подобен первородному греху, совершённому Адамом и Евой и наложившему отпечаток на весь человеческий род. Остальные ангелы, согрешившие после Люцифера, пали «через пример, через влияние, которое одна личность может оказывать на другие личности… Люцифер увлёк за собой других ангелов, но пали не все…» Природа ангелов, устоявших в добре, никаких изменений из-за падения демонских сил не претерпела. Обладая духовной природой, тёмные силы, как и ангелы, оставшиеся верными Богу, по-видимому, имеют и некоторую телесность, однако они не подчинены законам физиологии. Представления о том, что ангелы могут вступать в половые сношения с людьми, навеянные ошибочным объяснением текста Быт. 6:1–4, церковью не признаны. В их пользу ничего не говорит и Тов. 6:15, где демон предстаёт любящим невесту Товии, ибо демонская любовь всегда выступает «со знаком минус». Случай с невестой Товии нашёл объяснение в христианской аскетической литературе, где подробно описывается плотская брань подвижника с бесами блуда. Тёмные силы представляют собой царство зла, которое возглавляет сам дьявол (ср.: Лк. 11:18), который увлёк за собой в своём падении, по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, «бесконечное множество находившихся под его властью ангелов». Некоторые толкователи, рассматривая Откр. 12:3–4, 7–9, где говорится о том, что «большой красный дракон», «великий дракон… называемый дьяволом и сатаною», «увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю», полагают, что звёзды символизируют здесь ангелов, которые отпали от Бога вместе с дьяволом. Несмотря на то что падение ангелов привнесло в тварный мир дисгармонию и беспорядок, само царство зла представляет собой определённую структуру, в основе которой лежит иерархический принцип. Об этом свидетельствует апостол Павел, который называл определённые чины дьявольской иерархии «начальствами», «властями», «мироправителями тьмы века сего» (Еф. 6:12; Кол. 2:15). Поскольку некоторые из этих названий используются апостолом и применительно к добрым ангелам (Еф. 1:21; Кол. 1:16), до конца не ясно, как структурирована иерархия падшего ангельского мира. Существует два предположения, согласно которым входящие в неё ангелы или остались в том же чине, в каком они находились до падения, или же их чин определяется интенсивностью их злодеяний. О наличии в мире демонских существ есть свидетельство уже в книге Бытие, где описывается искушение змеем первых людей. Однако представления о злых силах формируются в течение длительного времени, включая при этом и некоторые элементы, заимствованные из народных верований. При описании действий тёмных сил используется также «фольклор, который населяет развалины и пустынные местности разнообразным смутным присутствием, вперемежку с дикими зверями: это – волосатые сатиры (Ис. 13:21; 34:13 LXX), Лилит, женский демон ночей (34:14)… Им отводятся проклятые места, как Вавилон (13) или земля Едома (34).

 



 
PR-CY.ru