ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 3

Таким образом, бунт, учинённый против Бога высшим ангелом, не мог быть ничем оправдан: денница превосходил весь ангельский мир достоинством и честью и имел перед собой перспективу бесконечного совершенствования, которое позволяло ему идти по пути богоуподобления. Бунт был мотивирован единственной причиной – высший ангел захотел стать таким же, как Сам Бог. В.Н. Лосский писал: «Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе… Эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога». Высший ангел не выдержал испытания свободой; в стремлении самому стать богом вне Бога он предпочёл свободе в Боге свободу от Бога. Его падение было столь же чудовищным, сколь великим был грех, совершённый им: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!.. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой... взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12–15). На обстоятельствах падения Люцифера и остальных сил зла Священное Писание не останавливается: поскольку оно адресовано человеку, только падение человека описано в нём со всеми подробностями. Оно лишь упоминает о войне, возникшей в связи с падением злых сил. «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7–9). Это упоминание о войне содержится в Библии не случайно. Оно указывает на то, что битва, начатая на небесах, не завершена; она имеет своё продолжение на земле, где тёмные силы всю свою отрицательную энергию направляют против человека, которому в борьбе с ними надлежит принять «всеоружие Божье», чтобы «угасить все раскалённые стрелы лукавого» (Еф. 6:13–16). Падшему ангелу как врагу человеческого рода в Священном Писании и в церковной традиции даются разные имена и прозвища. Демон – злой тёмный дух. Слово заимствовано из греческой мифологии, где оно используется для наименования некой тайной силы, чаще всего злой, но иногда и доброй. Демон, согласно античным представлениям, может быть дан в жизни каждому человеку. Сатана – противник, враг, обольститель. Дьявол – клеветник. Имя Вельзевул имеет ханаанейское происхождение, в четвёртой книге Царств (1:2, 3, 6, 16) это – имя бога филистимлян, «божества Аккаронского». В новозаветном словоупотреблении Вельзевул – «князь бесовский» (Мф. 12:24; Мк. 3:22; Лк. 11:15), т.е. тот, кому подчиняются злые силы. Этимологию наименования Велиал (в Новом Завете – Велиар) исследователи полностью достоверно установить не могут; в ветхозаветных апокрифах и в кумранских текстах (например, «Война сынов Света против сынов тьмы» и др.) это имя ассоциируется с вождём демонских воинств. В этом же значении оно выступает и в новозаветном тексте: «…Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14–15).

 



 
PR-CY.ru