ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ – термин для обозначения методологических приёмов, используемый религиозными философами и теологами при переводе мифологических сюжетов Библии и устаревшего языка церкви на язык современности; метод интерпретации Нового Завета, предложенный Рудольфом Карлом Бультманом (1884–1976 гг.). Начало демифологизации положили историко-критические работы протестантских теологов XVIII–XIX вв. по исследованию Евангелий и школа истории религий. Радикально программа демифологизации была разработана в XX в. Р.К. Бультманом, который, как и Карл Барт (1886–1968 гг.), отказался от попыток реконструировать «исторического Иисуса» в духе либеральной теологии: из Евангелия можно узнать лишь основные события Его жизни, проповедь Иисуса дошла до нас в высказываниях первых христиан, а не в высказываниях Самого Иисуса. С точки зрения диалектической теологии о Боге, как о «совершенно ином», человек, пользуясь обычными методами познания, ничего узнать не может. Р.К. Бультман пришёл к заключению, что представленная в Новом Завете картина мира и история спасения человека носит мифологический характер и несовместима с современными научными и философскими знаниями. Он использовал для интерпретации Нового Завета экзистенциалистскую философию Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.): предметом христианской теологии является человеческое существование в мире, определяемое Богом. Спасение через Христа, переход к подлинному существованию достигается в решении человека, в его ответе на слова керигмы (от греч. – провозвестие) о Распятом и Воскресшем Иисусе. Исходя из этого, в работе «Новый Завет и мифология» (1941 г.) Р.К. Бультман предложил программу демифологизации, критерием которой стало современное мировоззрение: мифологическим представлениям, которые вступают в противоречие со взглядами современного образованного человека, следует дать иное истолкование. Современный человек, по мнению Р.К. Бультмана, не рассчитывает на прямое вмешательство потусторонних сил – Бога, ангелов или демонов; происходящее в природе и в обществе объясняется естественными законами, доброй или злой волей людей. Согласно Р.К. Бультману, в донаучном мифологическом мировоззрении нет ничего специфически христианского. Но если мифологическая картина мира в Новом Завете вступает в противоречие со взглядами современного человека, то необходимо сохранить содержащуюся весть, керигму, пожертвовав мифологическим мировоззрением. Однако, по Р.К. Бультману, демифологизация – это не устранение мифологических выражений, нужно полностью сохранить Новый Завет таким, как он есть, для чего необходимо найти приемлемую интерпретацию мифологическим представлениям. «Керигматическое» истолкование спасения во Христе позволяет сохранить этическую проповедь Иисуса и освобождает её от устаревшего языка мифа. Таким образом, главная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы освободить содержание христианских догматов от мифологической оболочки и придать им экзистенциальное звучание. Осуществляя эту программу, Р.К. Бультман, использовал многие категории, понятия и образы, разработанные в рамках немецкого экзистенциализма. Предлагаемый им метод интерпретации Нового Завета был встречен критически и вызвал оживлённые дискуссии в современном ему протестантизме. Концепция демифологизации пользуется популярностью в умеренных теологических кругах, поскольку представляет собой реакцию, с одной стороны, на протестантский фундаментализм, который призывает к буквалистскому прочтению Библии, а с другой – на либеральную протестантскую теологию, сделавшую акцент на историческом изучении библейских текстов.

 
PR-CY.ru