ДЕМИУРГ, Димиург - Страница 2

Греческий философ-платоник Алкиной (II в. н.э.) понимает Демиурга как разумную часть мировой души, которая мыслит не благодаря самой себе, а благодаря воздействию со стороны активного божественного Ума. С мировой Душой отождествляют Демиурга также философы-платоники II в. Аттик и Апулей. Аттик описывал Демиурга «высшим началом», из которого проистекает всё сущее и «над которым нет никакого другого начала». Это высшее начало есть, по Аттику, одновременно и ум, и благо. Но поскольку ум не может существовать вне души, то Демиург оказывается не чем иным, как разумной божественной душой, которая «пронизывает весь мир», «упорядочивает» его и им «управляет». Древнегреческий философ Филон Александрийский (около 25 г. до н.э. – около 50 г. н.э.) приписывает функции Демиурга Логосу – творческой силе верховного Бога, содержащей в себе божественный замысел о мире и активно оформляющей материю. В его теологии намечается различие между «истинным Богом», который трансцендентен миру, и Демиургом как творящей энергии божества, тождественной Логосу. Филон Александрийский считал демиургический Логос старейшей и ближайшей по достоинству к Богу силой и именовал его «перворождённым Сыном» Бога. В герметических текстах (см. Герметизм) Демиург как Ум-Демиург представлен сыном Ума, Отца всего сущего, и братом Логоса. Демиург герметизма («бог огня и духа») творит семерых управителей мироздания и соответственно семь космических сфер, которые подчиняются определённой Демиургом судьбе. Так, греческий философ II в. н.э. Нумений Апамейский называет Демиурга «второй Бог». Одной своей частью он, как Ум, всегда обращён к Отцу, а другой погружён в материю, которую оформляет в соответствии с созерцаемыми в Отце умопостигаемыми формами. В гностицизме возникает учение о злом или неразумном Демиурге. В дуалистическом мировоззрении гностиков (см. Гностицизм) Демиург противостоит божественному первоначалу. В системе античного философа II в. Валентина Демиург – плод брака Софии-Ахамот с ангелами и располагается не только ниже плеромы вечных сущностей – «эонов», но и ниже падшей Софии-Ахамот, которая создаёт демиурга из собственных страстей – страха и желания вернуться назад в плерому. Хотя Демиург творит семь космических сфер мироздания, но при этом лишён высшего знания. Ограниченный пределами душевного бытия, он не способен понять «духовное»: не может непосредственно созерцать умопостигаемые идеи и не знает истинной природы вещей. Поэтому, создавая мир, он не ведает, что творит и постоянно ошибается. В гностических системах идея отпадения Демиурга от «истинного Бога» была доведена до образа Демиурга как ложного, злого божества. Отеческая функция обычно приписывается божеству более высокого порядка, а демиургическая – более низкого. Отец, порождающий нечто из собственной сущности, мыслится неподвижным и самодостаточным в своём порождении, а Демиург – изменчивым и нуждающимся для создания своих произведений в материале и умопостигаемом образце. По одним гностическим системам недостаток Демиурга – только в неведении высших тайн; другие (антиномические) приписывают ему ещё и дурные нравственные свойства, а также вражду против верховного божества.

 



 
PR-CY.ru