ДЕМИУРГ, Димиург

ДЕМИУРГ, Димиург – понятие древнегреческой философии и европейской теологии; священный образ философского теизма. В античной философии (преимущественно в платонизме) это – создатель всех вещей чувственно воспринимаемого космоса; в христианском богословии – одно из именований Бога как создателя и строителя всего существующего; в гностицизме – зиждитель, справедливый творец видимого космоса и бог евреев, занимающий среднее место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных христиан, или гностиков) и злым, тёмным началом – сатаной, богом материи, хаоса и язычества. Первоначально демиургом называли всякого человека, работающего для людей, будь то ремесленник или должностное лицо, исполняющее определённые общественные обязанности. Поскольку для успешного выполнения работы требовалось наличие мастерства или искусства, со временем демиургом стали называть мастера, знатока в своём деле; в более широком смысле демиургом назывался любой создатель чего-либо. В мифологии Демиург часто является таким персонажем, как гончар, кузнец, ткач. Однако понятие «Демиург» шире ремесленных функций. Так, бог-кузнец Гефест в греческой мифологии делает щит, представляющий собой модель мировой жизни, Сеппо Ильмаринен (одно из трёх высших божеств финской мифологии) выковывает солнце и луну, египетский бог Хнум создаёт мир и людей на гончарном круге, а индийский Вишвакарман (ваятель, плотник, кузнец) является божественным творцом мира. Во многих мифологиях Демиург сливается с более абстрактным образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, как Демиург, но и космос в целом и не только путём изготовления, но и более «идеальными» способами, посредством магических превращений, простым словесным называнием предметов и т.п. Так, египетский Птах создаёт мир «языком и сердцем». Демиург часто выступает как помощник верховного божества. В философский лексикон термин «Демиург» был введён древнегреческим философом Платоном (428/427 – 348/347 гг. до н. э.), который впервые называет Демиургом «творца и отца» этого видимого космоса. Платон в диалоге «Тимей» описывает акт сотворения всех вещей и живых существ Богом-демиургом. Он определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму, создаёт мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи, создавая из материи по образцу первообраза соразмерную целостность. При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят. Он лишь соединяет их вместе, в этом состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости, мешает ему полностью осуществить своё намерение. Древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) употреблял слово «Демиург» в традиционном значении – «ремесленник, мастер».

 



 
PR-CY.ru