ДЕИСУС - Страница 5

Композиции Деисуса отличаются не только количеством и составом персонажей, но и различными иконографическими деталями. Богоматерь может изображаться со скорбным жестом, как в сцене «Распятие», – поднятой к груди левой рукой («Высоцкий чин»), с поднятой вверх левой рукой (Деисус из с. Ободова Спировского района Тверской области, XV в., ЦМиАР), а также с развёрнутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке, по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), например, Деисус в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701 г., НГОМЗ; cв. Иоанн Предтеча – с развёрнутым свитком в руке («Васильевский чин»); апостол Пётр – с развёрнутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»). Древнейший тип композиции – апостольский Деисус, по содержанию отвечающей теме моления церкви перед Христом. Прообразом такого Деисуса является популярное в ранневизантийский период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III–IV вв.; мозаика апсиды церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона монастыря великомученицы Екатерины на Синае, 560–565 гг.). Один из ранних примеров апостольского Деисуса – икона с Деисусом и 12 праздниками (конец XI – начало XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике – пятифигурная композиция с архангелами, по сторонам – попарно 12 апостолов в рост. Сокращённый вариант такого апостольского Деисуса, с Петром и Павлом и двумя евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из монастыря Ватопед на Афоне (XII в.). Эпистилий темплона из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XIII в.) представляет собой поясной апостольский Деисус без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и св. Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, четырёх евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Деисус с евангелистами находился в иконостасе кафоликона монастыря Хиландар (XIV в.). В русском искусстве самым ранним примером апостольского Деисуса являются псковские иконы ростового чина из церкви Успения Пресвятой Богородицы на Пароменье в Пскове (XV в., ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV–XVI вв. и чаще встречается в искусстве конца XVII в. (например, иконостас церкви Покрова в Филях). «Царский» Деисус (или «Предста Царица одесную Тебе») – особый вариант трёхфигурного Деисуса, который называется также «Царь царей» и «Христос Великий Архиерей». В центре изображается Спаситель на престоле в царской далматике и лоре, поверх которого часто лежит омофор, в короне-камилавке с перпендулиями (подвесками), с Евангелием и с жезлом в левой руке, в некоторых композициях – с посохом. Слева от Христа в молитвенном предстоянии – Богоматерь в царских одеждах и короне, иногда со свитком, на котором написана обращённая к Христу молитва (церковь святителя Николая монастыря Слепче, Македония, около 1620 г.), справа – св. Иоанн Предтеча в своих обычных одеждах, с развёрнутым свитком в руке.

 



 
PR-CY.ru