ДЕИСУС - Страница 4

В пятифигурном Деисусе на шитой пелене второй половины XIV в. по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы (особые воинские штандарты) и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, св. Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и четырьмя русскими святителями представлена на шитом воздухе княгини Марии Тверской (1389 г., ГИМ). На псковской иконе конца XV в. (центральная часть триптиха с Деисусом и избранными святыми) архангелы находятся на втором плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и св. Иоанну Предтече. В семифигурном Деисусе (другое название – «седмица») за архангелами помещаются изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (фреска в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, около 1144 г., апостол Пётр представлен с благословляющим жестом). Одним из ранних примеров, свидетельствующих о существовании деисусного чина иконостаса, а не только включения деисусной композиции в состав эпистилия, являются пять икон XIII в. поясного Деисуса из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Такие чины получили широкое распространение в Византии и на Руси в XIV–XV вв. («Высоцкий чин», 1380–1390 гг., ГТГ, ГРМ; деисусный чин из собрания Н.П. Лихачёва, конца XIV в., ГТГ; «Звенигородский чин», начало XV в., ГТГ). В это же время существовали иконостасы с ростовыми деисусными чинами. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся комплексы, так и отдельные иконы (иконы архангелов в рост, XIV в., частное собрание; пять икон центральной части деисусного чина иконостаса Софийского собора в Новгороде, XV в.). Деисус на новгородской иконе «Молящиеся новгородцы» (НГОМЗ, XV в.) включает семь фигур в рост. Иногда семифигурный Деисус имеет перспективный вид, ангелы помещаются на втором плане, за престолом Спасителя (икона, XVI в., музей П.Д. Корина, ГТГ; икона, XVI в., ЦМиАР). Развитие русского высокого иконостаса отразилось на составе деисусного ряда. В конце XIV – XV в. появились Деисусы, состоящие из девяти и более ростовых икон. За апостолами представлены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, далее – великомученики Георгий и Димитрий, завершают ряд иконы преподобных столпников (иконостас Благовещенского собора; «Васильевский чин», 1420 гг., ГТГ). В зависимости от размеров иконостаса число апостолов и святителей может увеличиваться. В Деисусе встречаются иконы евангелистов, святителей Григория Богослова и Николая (иконостас Рождественского собора Ферапонтова монастыря). Одновременно с увеличением числа святых, предстоящих Христу-Судии, в московском искусстве появился новый иконографический тип центрального образа в ростовом Деисусе – «Спас в силах».

 



 
PR-CY.ru