Словарь по христианству Д ДЕИСУС

ДЕИСУС

ДЕИСУС (греч. – моление, прошение) – трёхличнакя икона: Спаситель посредине, по сторонам Богородица и св. Иоанн Предтеча; образ, в котором разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Это наименование в Византии давалось вотивным (культовым) иконам, имеющим особое личное значение для вкладчика, просящего о заступничестве. Как об определённом типе иконы о Деисусе упоминает Михаил Атталиат (ум. около 1085 г.) в Диатаксисе: «Темплон имеет также в центре Деисус и житие святого и преподобного Предтечи». Эта икона была чрезвычайно распространена в России в XVII в. Она помещалась во втором поясе иконостаса, над царскими вратами, над дверьми при входе в церковь, а также и во дворцах и домах над воротами, на крыльце и над входными дверьми; изображалась и на предметах облачения (на митрах), на венчальных венцах (мужских) и пр. Деисус обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой – стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку). На сложение данной иконографии большое влияние оказала литургия, определив, прежде всего, её идейное содержание. Как литературную основу композиции исследователи рассматривают несколько литургических текстов: благодарственную молитву евхаристии или молитвословия литии. Моление литии, в котором церковь прибегает к заступничеству Богородицы, св. Иоанна Предтечи, бесплотных сил, апостолов, вселенских учителей и святителей, мучеников и преподобных, наиболее точно (а зачастую буквально) соответствует составу святых в деисусных композициях. Содержание образа в зависимости от контекста имеет более выраженный евхаристический или чаще всего преобладающий эсхатологический характер. И в молитвах евхаристии, и в молитвах литии звучит тема Страшного Суда, о «добром ответе» на котором молится вся церковь во главе с Богородицей и св. Иоанном Предтечей. Иконография Деисуса разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и св. Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Спаситель большей частью пишется благословляющий, с Евангелием в руке, иногда в архиерейском облачении, иногда в таком виде, в каком Он был положен в гроб, со знаками прободений на боку, руках и ногах; иногда Его заменяет София Премудрость Божия, т.е. огненный ангел на троне. Богородица и св. Иоанн Предтеча очень часто изображаются в молитвенном положении или со свитками (молитвами) в руках; иногда они оба, иногда один Предтеча изображаются крылатыми. Деисус с умоляющими Богородицей и Предтечей составляют необходимую часть иконы, изображающей Страшный Суд: как посредники между Богом и людьми они умоляют Христа за род христианский. В конце Средних веков и в эпоху Возрождения в миниатюрах и на иконах очень часто изображаются Христос на троне, указывающий на Свои раны, и умоляющие Его Богородица и Предтеча; первая указывает на Свои сосцы и на меч, пронзивший Её душу, второй держит в руках свою отрубленную голову (это – их заслуги, на которых они основывают своё ходатайство).

 



 
PR-CY.ru