ДЕИЗМ - Страница 7

Одновременно Томас Вулстон (1670–1733 гг.) посвятил специальный трактат «Рассуждение о чудесах нашего Спасителя» разоблачению евангельских чудес, которые, с его точки зрения, при буквальном понимании просто бессмысленны, а при символическом – представляют собой лишь аллегорические транспозиции ветхозаветных реалий. Мэтью Тиндал (1657–1733 гг.) в книге «Христианство – древнее как мир» (1730 г.), иногда называемой даже «деистической библией», систематизировал аргументацию деизма и продумал возможные ответы на критику его основоположений. Он чётко выразил главную идею «деистической теологии», согласно которой Бог вложил в сердце всякого человека, независимо от его национальной и религиозной принадлежности, необходимые ему истины, которых достаточно для правильного отношения людей и к самим себе, и к ближним и которые составляют «естественный закон»; Иисус Христос только восстановил эту истинную прарелигию (потому-то Его учение и древнее как мир), однако в каждой религии, не исключая христианства, накопилось множество позднейших «приращений», от которых они должны быть освобождены посредством правильной экзегезы. В ответ на основное возражение против деизма, что он противопоставляет естественную религию «положительной», М. Тиндал отрицал саму возможность расхождения между этими религиями, т.к. естественная религия содержит в себе истину «положительной» и из этого «с необходимостью следует, что естественная и откровенная религии не могут различаться, поскольку то, что разум демонстрирует как достойное иметь Бога своим автором, должно относиться к естественной религии, а то, что он демонстрирует как недостойное иметь Бога своим автором, никогда не может принадлежать и к подлинной откровенной религии». Над соотношением двух Заветов размышлял также Т. Морган (1680–1743 гг.), который в духе гностика Маркиона считал необходимым очистить христианство от всего унаследованного им ветхозаветного содержания (сочинение «Нравственный философ: Диалог Филалета, христианского деиста, и Феофана, христианского иудея» – «The Moral Philosopher: In a Dialogue between Philalethes, a Christian Deist, and Theophanes, a Christian Jew», 1737–1740 гг.), поскольку, по его мнению, между национально ограниченной библейской религией и универсалистским христианством существует не преемственность, но разрыв, причём религия Нового Завета является моралистической и выражающей закон естественности. С 1740 гг. английский деизм начал терять прежнюю популярность, однако он успел оказать влияние на многих европейских и американских мыслителей. За время пребывания в Англии (1726–1728 гг.) идеями деизма проникся Вольтер (1694–1778 гг.), который, с одной стороны, подвергал резкой критике учение и практику католической церкви, с другой – сформулировал принцип «механистического теизма», трактуя Бога (например, в сочинении «Бог и люди» – «Dieu et les hommes», 1769 г.) как единое разумное первоначало движения мира, функционирующего наподобие часового механизма.

 



 
PR-CY.ru