ДЕИЗМ - Страница 4

Современный исследователь Кристоф Гестрих выделяет следующие основные признаки того, что можно было бы назвать «деистической религиозностью»: 1) отвержение претензий на абсолютность любой религии, конфессии или религиозной деноминации; 2) настойчивое требование религиозной толерантности и свободы совести; 3) акцентирование равноценности истинного благочестия в христианстве, иудаизме и исламе; 4) разработка принципов сопоставления (или даже совмещения) этих и других религий; 5) признание некой сокровенной общности разумных богопочитателей во все времена во всех странах; 6) допущение существования всеобщей прарелигии человечества, естественно-разумной и монотеистической, которая впоследствии была искажена мифами, предрассудками и жреческими интересами; 7) признание полной достаточности основного содержания этой прарелигии для религиозных потребностей современного человека; 8) отвержение сверхъестественного Откровения или признание его в качестве лишь воспитательного ресурса для несамостоятельно мыслящих людей; 9) настаивание на необходимости такого богопознания, которое было бы совершенно независимым от любых догматических традиций и религиозных институтов; 10) отождествление истинного содержания всех религий с нравственно-этической составляющей; 11) разработка библейской экзегезы, посредством которой смыслы библейских текстов «очищаются» при помощи исторической, естественнонаучной или моралистической критики; 12) представление о Божестве как предмете рассмотрения философии (или конкретно метафизики); 13) отвержение общеконфессиональной триадологии и христологии и сочувствие унитаризму и арианству. До сих пор не потеряла значимости характеристика деизма у одного из его ранних исследователей – Г.В. Лехлера, который писал: «Деизм есть... в соответствии со своим понятием, возвышение на основании свободного изыскания и при опоре на умозрение естественной религии до нормы и правила для любой положительной религии». Именно эту опору на естественную религию как предельную истину и меру для «положительных» религий, которая делала возможной критику последних, исследователи считают основой для определения границ деизма и отделения его от сколь угодно близких ему других разновидностей религиозного свободомыслия. Хотя некоторые исследователи находят предпосылки деизма в античных размышлениях о религии (прежде всего, в естественной теологии стоиков и эпикурейцев), признаки реального деизма значительно ограничивают эти аналогии, т.к. позволяют увидеть в нём, прежде всего, «просветительскую» реакцию на сложные взаимоотношения христианских конфессий, один из первых опытов так называемого диалога религий (с подразумеваемой задачей критики христианства), а также установку на демифологизацию Библии и полный пересмотр значимости всего Предания.

 



 
PR-CY.ru