ДЕ ВЕТТЕ Вильгельм Мартин Леберехт

ДЕ ВЕТТЕ Вильгельм Мартин Леберехт (1780–1849) – немецкий протестантский богослов и библеист. Богословское образование получил в университете Йены (1799–1804 гг.), где его профессорами были Иоганн Якоб Грисбах (1745–1812 гг.), Иоганн Филипп Габлер (1753–1826 гг.) и Г.Э.Г. Паулус. В 1805 г. – приват-доцент в Йене, в 1807–1810 гг. занимал должность профессора на богословском факультете Гейдельбергского университета, где преподавал и Ветхий и Новый Заветы. С 1810 г. по приглашению Фридриха Шлейермахера (1768–1834 гг.) преподавал в Берлинском университете, откуда был уволен в 1819 г., потому что выразил соболезнование матери студенческого активиста К. Занда, убившего писателя Августа фон Коцебу (1761–1819 гг.). После 3-летнего периода научных исследований в Веймаре Де Ветте был приглашён на должность профессора в Базель (1822–1849 гг.). По мнению Карла Барта (1886–1968 гг.), богословие Де Ветте опирается на философию Якоба Фридриха Фриза (1773–1843 гг.), подчёркивавшего в познании важность религиозного чувства и опыта. Де Ветте указывает на неизбежную перед ограниченностью и чистой феноменальностью знания (Иммануил Кант) способность человеческого разума к постижению идей, недоступных знанию как таковому, на способность предвосхищения в «чувстве» (Gefühl) вечного бытия вещей. Это чувство, выражающее религиозное представление о мире в виде догматов, символов и мифов, становится предметом теологии как критической науки. В догматических работах Де Ветте сочетаются методы историко-грамматической школы, послужившей предпосылкой рационализма, с Гердеровым интересом к разнообразию исторической жизни как к основному объекту историко-критического метода. Литературно-поэтическое, эстетическое восприятие религии Де Ветте позволяет ему находить Откровение там, где его не нашёл бы историк-рационалист. Например, понимание Пятикнижия как теократического эпоса расширяет наше знание об Откровении, даже если само Пятикнижие в окончательной его форме понимается как произведение, возникшее в результате религиозно-патриотического воодушевления еврейского народа в период вавилонского плена. Таким же образом значение пророков и смысл их предсказаний нужно, по Де Ветте, искать в их отношении к современной им ситуации. Центральной проблемой в Новом Завете является исследование устного предания, предшествовавшего письменному, и не только развивавшего, но и по-новому формулирующего содержание Откровения. Такая принципиальная открытость по отношению к содержанию, связанная у Де Ветте с самой радикальной исторической критикой, распространяется и на историю христианских догматов, которые Де Ветте принимает. Он писал: «Моя философия позволяет мне признать систему нашей церкви в её основах правильной, и нет ни одного важного догмата, под которым я не подписался бы с полной уверенностью». В истории западной библеистики с именем Де Ветте связано, прежде всего, развитие дискуссий по вопросу литературной критики Пятикнижия и других библейских книг.

 



 
PR-CY.ru