ДВОЕЗНАМЕННИКИ

ДВОЕЗНАМЕННИКИ – особый вид древнерусских музыкальных рукописей с параллельным изложением мелодии в двух нотных системах (знаменной и пятилинейной), написанные крюками и снабжённые переводом на линейные ноты. Существовали двоезнаменники двух родов: учебные пособия типа «Азбук» и певческие сборники, содержавшие традиционные циклы культовых песнопений (Ирмологии, Октоихи, Праздники и т.д.). В истории церковного пения двоезнаменники имеют важное значение: благодаря двойному изложению (крюками и линейными нотами) они дают возможность разобраться в крюковых рукописях знаменного распева и таким образом служат ключом к их чтению. Двоезнаменники появились в последней четверти XVII в., когда осуществлялся переход от знаменного письма к пятилинейной нотации. Во второй половине XVII в. они часто употреблялись в певческой практике и вышли из употребления лишь после того, как русские певчие вполне усвоили западноевропейскую нотную систему. Двоезнаменники давали также возможность совместного исполнения певцами, каждый из которых знал только одну из этих систем. Термин «двоезнаменники» иногда применяется и по отношению к рукописям, в которых одни и те же песнопения даны в знаменной и демественной нотации. Объяснение безлинейных нот знаменного распева линейными нотами дал, между прочим, монах Тихон Макарьевский, казначей патриарха Адриана (1690–1700 гг.), в своём сочинении «Ключ». Как редкое явление встречаются троезнаменники с параллельным изложением в знаменной, демественной и пятилинейной нотации.

 
PR-CY.ru