ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ - Страница 9

Философские положения и истины Откровения располагаются, согласно этой концепции, как бы в разных плоскостях, вследствие чего возможные противоречия между ними и не следует, по мнению сторонников теории двойственной истины, воспринимать как покушение на авторитет веры. Обоснованием теории двойственной истины стала мысль, к которой снова и снова возвращались философы позднего Средневековья: философия имеет своим предметом естественный порядок вещей и пользуется в процессе его познания «естественным разумом», тогда как религия и теология обращены к сверхъестественному и опираются на Откровение, а не на разум и логику. Позиция Ибн Рушда оказалась неприемлемой для теологов, которые увидели в ней не постулируемое «согласие веры и разума», а подчинение веры разуму. В рамках концепции единой истины Ибн Рушда противоречия между теологией и философией не снимаются, но лишь углубляются. Если учение о двойственной истине и может быть признано итогом арабской философии XII в., то лишь в смысле непрекращающегося стремления подчинить истину богословия истине и языку философии. С подобным стремлением пришлось вступить в борьбу и теологам латинского Запада, как только арабские тексты вошли в широкое обращение в европейских университетах. Время появления на Западе переводов метафизических сочинений Аристотеля совпадает со временем открытия Парижского университета – начало XII в. Несмотря на проявленную церковными администраторами и теологами осторожность, а также на многочисленные и неоднократные (например, в 1210 и 1215 гг.) запреты преподавать публично выглядевшее опасным для веры содержание «Физики» и «Метафизики», учение Аристотеля стремительно распространялось в учёной среде. Более того, сами теологи вскоре почувствовали интерес к тому, чтобы приложить философские выводы Аристотеля к содержанию своего предмета. Это объясняется тем, что западному богословию XII в. была присуща особого рода раздвоенность: с одной стороны, оно пыталось сохранить и укрепить унаследованное от святых отцов догматическое содержание христианства, с другой – его метод (строго логическое построение рассуждений, тяга к поиску разумных оснований догматов веры, ко всё более изощрённой систематизации и каталогизации вероучения) был целиком философским, основанным на логических работах Аристотеля, имевших широкое распространение. Ко времени столкновения теологии с метафизикой Аристотеля католическая теология была уже аристотелизирована по своему методу. Именно этим и обусловлена трудность адекватной оценки наследия Аристотеля, с которой столкнулась западная богословская традиция: её представители тщетно пытались бороться с Аристотелем, будучи сами внутренне аристотеликами. Первым проявлением прямого столкновения положений философии и положений религии является документ, датированный 10 декабря 1270 г. и содержащий епископское осуждение 13 заблуждений, в аристотелевско-аверроистском характере которых нет сомнений (в частности, здесь упомянуты учение о единстве души, о её смертности, об ограниченности Божественного познания и т.д.). Он содержит и тезис о вечности мира («Quod mundus est eternus»).

 



 
PR-CY.ru