ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ - Страница 7

Теория двойственной истины традиционно связывается с именем Ибн Рушда (1126–1198 гг.; латинизированное Аверроэс), изложению вопроса о соотношении религии и философии он посвятил трактат «Решающее рассуждение» (в переводах на европейские языки имеет название «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией»). Основные вопросы, которые ставятся и решаются в этом трактате, таковы: действительно ли необходимо отвергать всякое значение рациональных доводов и философских исследований, как только они вступают в соприкосновение с религиозным законом; насколько вообще возможно и необходимо такое пересечение? В связи с решением этих вопросов Ибн Рушд рассматривал понятие истины, к которой приводят два пути – путь покорности религиозному закону и путь исследования мира рациональными средствами. Что касается второго пути, то в отличие от аль-Газали Ибн Рушд считал, что философское исследование мира не есть нечто противоречащее предписаниям религиозного закона, но, напротив, является одной из заповедей Корана и потому есть прямая обязанность всякого приверженца ислама, способного к такому исследованию. Философская аргументация имеет особую важность в сравнении с другими видами аргументации: диалектической и риторической (здесь Ибн Рушд следует Аристотелю), поскольку нацелена не просто на достижение субъективного согласия тех, к кому она обращена, а на объективную демонстрацию истинных заключений на основании истинных посылок, а значит, наиболее приспособлена к получению и передаче истинного знания о мире и Боге. Философские поиски истины не могут быть обязательным элементом религиозной жизни мусульманина, однако для желающих достичь «истинного познания Бога» они так же необходимы, как неповреждённость в области веры и праведность в области нравов. В этом смысле занятия философией могут считаться определённым признаком религиозного совершенства, доступного немногим. Однако они не являются самоцелью, поскольку подчинены высшей цели – приводить человека к согласию с истинами религии как в практическом аспекте повседневной жизни, так и в теоретическом аспекте мировоззрения и знания о Боге. К подобному согласию приводит не только философия, поскольку в конечном счёте лишь от личных особенностей человека зависит, какой способ убеждения и аргументации окажется для него наиболее убедительным. Из трёх путей убеждения в истинности положений религии лишь путь философского доказательства, согласно Ибн Рушду, является направленным на достижение истины и связанным с ней, тогда как на других путях аргументации истина является чем-то дополняющим для личной убеждённости человека, приводящей его к согласию с положениями религии. Любой путь аргументации способен указать человеку на истину, однако лишь философское рассуждение неизбежно приводит к ней. Основанием богословской истины является тот или иной священный текст, однако, как всякий текст, он нуждается в интерпретации. Теологи не могут обосновать необходимость выбора определённых интерпретаций из громадного числа возможных; тогда как философ, по мнению Ибн Рушда, легко указывает истинную интерпретацию, поскольку исходит из истинных метафизических предпосылок, из которых с помощью логики может получать истинные заключения.

 



 
PR-CY.ru