ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ - Страница 6

Из этого следует, что Бог имеет исключительно логический приоритет над миром, будучи основанием и необходимой причиной его существования. Существование Бога необходимо для существования мира, но и существование мира необходимо для существования Бога, несмотря на то, что мир всего лишь одна из бесконечного числа возможностей Бога. Вполне очевидно, что у Ибн Сины речь идёт здесь лишь об истине философии, но не о совместном и равноправном существовании истин философии и теологии. Абу Хамид аль-Газали (1058–1111 гг.), критикуя в числе других философских концепций учение Ибн Сины о вечности мира, в собственных построениях чётко проводил идею творения мира Богом в определённый момент времени, обращая при этом внимание на то, что познание человеком божественных тайн всегда остаётся ограниченным и предположительным, однако преподанное в Писании учение о них не следует подвергать сомнению вследствие собственной неспособности понять его. Аль-Газали отвергал попытки Ибн Сины привести к согласию философскую истину и богословскую истину посредством философской интерпретации священных текстов. По его мнению, ошибка философов состоит в том, что они выбирают лишь подходящие для системы их взглядов стихи Корана, игнорируя единство и взаимосвязь всего содержимого. Основание заблуждений философов аль-Газали видел в том, что в поисках объяснений всего они слишком привязаны к схеме «причина – следствие», не видя, что это лишь умозрительная конструкция, истинность которой основывается на опыте, но не может определять весь опыт, в котором при непредвзятом подходе легко фиксируются явления, выходящие за рамки естественного порядка вещей. Рассматривая вопрос о способе согласования философских и теологических истин, аль-Газали разрабатывал собственный метод подобного согласования, который может быть выражен в формуле: «Не следует отвергать религиозную истину, пока не будет доказано, что её принятие заключает в себе логическое противоречие и невозможность; не следует принимать философскую истину, пока не будет доказано, что её отвержение заключает в себе логическое противоречие и невозможность». Таким образом, приоритет отдаётся религиозным истинам, они по умолчанию должны приниматься, а не отвергаться. Согласно аль-Газали, истины религии являются позитивными фактами, поскольку они основаны на реальном опыте, который невозможно отрицать. Истины философии не факты, а лишь произвольное обобщение фактов, полученных частными науками. Философии как таковой принадлежит только логика и методология, которая сама по себе не является ни ложной, ни истинной, будучи простым инструментарием. Ибн Сина и аль-Газали лишь косвенно затрагивали вопрос о соотношении истин религии и философии: ни у первого, ни у второго не обнаруживается учение о двойственной истине. Для Ибн Сины истинными являются общие метафизические положения и принципы, служащие основанием любого научного доказательства; для аль-Газали не существует философской истины, тогда как истина теологии оказывается несомненной и неопровержимой.

 



 
PR-CY.ru