Словарь по христианству Д ДВИЖЕНИЕ СВЯТОСТИ, перфекционизм

ДВИЖЕНИЕ СВЯТОСТИ, перфекционизм

ДВИЖЕНИЕ СВЯТОСТИ, перфекционизм – американское протестантское движение, возникшее в 1840 гг. в среде методистов (см. Методизм). Основной идеей движения явилось представление Джона Уэсли (1703–1791 гг.) о «полном освящении», т.е. возможности через аскезу полностью освободиться от греха уже в земной жизни. Распространению перфекционистской проповеди, происходившему после Второго Великого пробуждения (первая треть XIX в.), во много способствовало влияние позднего ривайвелизма, часть лидеров которого разделяла эти идеи (Ч. Чинни, А. Махен и так оберлинская теология), а также протесты методистского духовенства против упадка церковной дисциплины. У истоков Движения святости стояли две американские методистские общины – Уэслианские методисты и Свободные методисты. Методистская Уэслианская церковь, которую составили сторонники учения о полной санктификации (освящении) христианина и о христианском совершенстве, отделилась от методистской церкви США в 1843 г. (теоретиком движения стал Ч.Г. Финни). В 1857–1858 гг. в США получили распространение летние евангелизационные лагеря, в которых происходили продолжительные (до недели) собрания верующих и многочасовые покаянные молитвы. В 1860 г. была образована церковь Свободные методисты. Дальнейшее развитие движение получило после окончания Гражданской войны в США (1865 г.), когда в 1867 г. была создана Национальная ассоциация лагерных собраний ради достижения святости, в 1893 г. преобразованная в Национальную ассоциацию святости, а в 1971 г. – в Ассоциацию христианской святости. Движение святости охватило обе существовавшие крупные методистские церкви США (северную и южную). В 1863 г. к движению примкнула часть пенсильванских меннонитов, в 1947 г. – часть квакеров («Альянс Друзей-евангеликов»). В 1880–1890 гг. методисты доминировали в движении, затем часть проповедников стала отвергать доктринальные нормы и каноническую власть. Основанные такими проповедниками секты стали объединяться. Сравнительно крупными объединениями стали Церковь Бога (основанная в 1880 г. в городе Андерсон, штат Индиана), Церковь Назарянина (1908 г.) и Церковь пилигримов (основана в 1897 г., в 1968 г. объединилась с Методистской Уэслианской церковью в Уэслианскую церковь). Эти церкви сохранили традиционную методистскую структуру приходов-«классов» с расширенными правами конгрегаций. Почти все допускают женское священство. Прихожане практикуют регулярный и принципиальный взаимный анализ поведения. «Грехом» называют только сознательное нарушение человеком закона, известного этому человеку, и соответственно святостью – несовершение такого греха (из этого делают вывод, что в одинаково неприглядных поступках язычники менее виноваты, чем христиане, и чем лучшее образование имеет христианин, тем больше он виновен в содеянном). Грешник, стремящийся к спасению и достигающий его, в своём духовном пути проходит через два кризиса: обращение или оправдание – уверовав, человек освобождается от уже совершённых фактических грехов; полная санктификация (освящение), «полное спасение» или «рождение свыше» – мгновенное чудесное перерождение человека, освобождающее его от первородного греха.

 



 
PR-CY.ru