Словарь по христианству Д ДАНИИЛ III Баньский

ДАНИИЛ III Баньский

ДАНИИЛ  III Баньский, Младший (около 1350 г. – конец 1390 гг.) – патриарх Сербский (1390/1391 – не позднее 1400 г.), агиограф, гимнограф. Родился в семье придворного князя Лазаря. Известно лишь монашеское имя отца Даниила – Дорофей. Около 1380 г. принял монашество, был иноком монастыря Баньска. В 1382 г. вместе с отцом основал в их владениях монастырь Дренча и стал его настоятелем, сохранилась ктиторская грамота (повелья) отца Даниила монастырю с перечнем владений от 2 марта 1382 г., данная в монастыре Жича в присутствии патриарха Спиридона (1380–1389 гг.) и Собора Сербской православной церкви. Даниил был избран патриархом при поддержке семейства деспота Лазаря в сентябре в 1390/1391 (6899) г. на Соборе, созванном деспотом Стефаном Лазаревичем, но есть версия о его избрании в 1392 г. Даниил всегда поддерживал власть деспота Стефана и его матери княгини Милицы (монахини Евгении). Был одним из инициаторов перенесения мощей князя Лазаря из Приштины в монастырь Раваница, но о его участии в процессии источники не упоминают. Месяц и день кончины Даниила известны благодаря приписке к Уставу 1416 г.  Даниила Левоокого. В определении года смерти исследователи колеблются от 1396 г. до 1399 г. Его преемник патриарх Савва V (1396–1407 гг.) упоминается в 1400 г. Уже во время иночества Даниил написал проложные Жития (со стихами) святых Саввы и Симеона Сербских и службу с проложным Житием королю Милутину (около 1380 г.). Эти произведения не отличаются оригинальностью, т.к. были созданы для литургического использования на основе пространных Житий и похвал монаха Феодосия Хиландарского. Служба имеет сложную структуру отдельных песнопений, увеличенный размер стихир с «плетением» поэтических фигур; канон снабжён текстовым акростихом, проходящим по тропарям и богородичнам с именем автора в девятой песни. Образцом для Даниила стали службы и каноны этим святым того же Феодосия. В службе вместе с Милутином прославляется его брат король Драгутин. В службе выражена идея легитимной преемственности династии Неманичей, «лозы», коренящейся от «святой довицы» – Симеона и Саввы. Важное место в творчестве Даниила занимает прославление князя Лазаря, в связи с перенесением мощей которого и возникновением его почитания в Раванице он в 1391 или 1392 г., возможно, написал цикл произведений, необходимых для церковного прославления нового святого: службу с проложным Житием, Похвальное слово и Слово историческое. Вопрос об авторстве Похвального слова князю Лазарю (в рукописях анонимного) окончательно не решён: оно приписывается Даниилу, княгине Милице, деспоту Стефану Лазаревичу или некоему иноку монастыря Раваница. Нет единого мнения и об авторстве службы Лазарю (Даниил, монахиня Евгения или монах-раваничанин), акростих которой не содержит имени автора. Службу роднит с несомненно написанной Даниилом службой королю Милутину мотив прославления князя-мученика, который хоть и не является Неманичем по крови, но по духу связан со «святой лозой» и продолжает её как носитель единой с ней духовной и державно-правовой легитимности. Эту группу разножанровых текстов, посвящённых князю Лазарю, объединяет интерпретация его подвига как триумфа Царствия Небесного над «царством земным». Их символика последовательно несёт мартирологический характер и ориентирована на образы литургической поэзии, прославляющей мучеников, но при этом повествование развивается в реальном историческом времени. Слово историческое о князе Лазаре представляет вариант пространного Жития мученика (которое не было написано). Образной системой оно напоминает древнерусские воинские повести, но отличается от них универсальной мотивацией поступков героя.

 
PR-CY.ru