Словарь по христианству Д ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (вторая половина XII в. – первая треть XIII в.?) – автор и главный персонаж выдающегося произведения древнерусской литературы, созданного в XII–XIII вв. в Северо-Восточной Руси. Оно сохранилось не менее чем в 20 списках XVI–XVII вв., которые принято относить к двум редакциям, имеющим названия «Слово» и «Моление»; иногда редакции объединяют под названием «Послание». Некоторые исследователи пишут о двух самостоятельных, хотя и очень близких произведениях. Вопрос о хронологическом соотношении редакций решается по-разному. Большинство исследователей полагают, что «Слово» предшествовало «Молению», однако есть и другая точка зрения (Николай Калинникович Гудзий). Лидия Викторовна Соколова предполагает в «Молении» «антитекст», литературную пародию Псевдо-Даниила на «Слово» в первоначальной редакции (без позднейших вставок), до нас не дошедшей. Социальный статус Даниила Заточника также вызывает споры. Исследователи считали его скоморохом при дворе князя (Н.В. Водовозов, Д.В. Айналов), боярским холопом (Н.К. Гудзий), сыном княжеской рабыни (Ф.И. Буслаев), княжеским холопом или «дворянином» (принадлежавшим к княжеской дворне), выходцем из низших слоёв общества, княжеским «милостником» (Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев и др.), ремесленником (М.Н. Тихомиров), просто «служилым человеком» (Л. Мюллер), представителем господствующего класса, дворянином (в значении XV–XVII вв.), попавшим в бедственное положение (И.У. Будовниц), бывшим слугой князя или членом младшей княжеской дружины (Е.И. Модестов). Но все сходятся на том, что Даниил Заточник – «древнерусский интеллигент, который остро чувствует недуги своего времени» (Л.А. Дмитриев). Высказывалось также предположение, что является собирательным образом, возникшим под пером древнерусских книжников. Прозвище «Заточник» исследователи связывают с тем, что Даниил Заточник за какие-то провинности перед князем был сослан или заключён. Опираясь на высказывание Даниила Заточника: «Кому Лаче озеро, а мне, на нём седя, плач горки», исследователи называют даже место заключения – озеро Лаче, подтверждая это летописным сообщением под 1378 г. (Троицкий свод начала XV в. и др.), в котором говорится о некоем попе, направленном в «заточенье на Лаче озеро, идеже бе Данило Заточеник». Однако неясно, ссылается ли автор летописной статьи в данном случае на местное предание или демонстрирует своё знакомство с произведением Даниила Заточника. Учитывая частое использование Даниилом Заточником цитат из Книги Притчей Соломоновых и любовь к каламбурам, исследователи не исключают, что прозвище отсылает читателя к эпитету, с которым в древнерусской литературе упоминается царь Соломон – Приточник (от притча). Сочинение Даниила Заточника оформлено в виде обращения к князю, сочетающего черты послания-просьбы, поучения, обличительного слова и панегирика. В сочинении сильны элементы пародийности, авторская ирония (в последние годы исследователи активно обсуждают проблемы художественных особенностей «Слова» Даниила Заточника: его жанра, композиции, ритмической организации, проблемы отражения в «Слове» античной (или византийской) риторики, типологического сходства «Слова» со средневековыми византийскими и западноевропейскими произведениями). «Слово» адресовано Ярославу Владимировичу (новгородский князь в 1182–1199 гг.).

 



 
PR-CY.ru