ДАНИИЛ - Страница 3

В 1534 г. с его помощью был привлечён в Москву князь Андрей Старицкий. Митрополит брал его «на свои руки» в случае приезда и грозил церковным отлучением за ослушание. Но, подобно Шемячичу, и князь Андрей попал в темницу. После смерти Елены Глинской Даниил принял сторону князя Ивана Бельского против Шуйских и после падения Бельского был сведён Иваном Шуйским с митрополии 2 февраля 1539 г. и сослан в Волоколамский монастырь, где умер в 1547 г. На его место бояре возвели сначала представителя противоположной партии, игумена Троицкого монастыря Иоасафа. Но строгий охранитель нравственных принципов оказался неудобным и уже в 1642 г. был заменён иосифлянином, новгородским архиепископом Макарием. Таким образом, дело Даниила не пропало и после его падения. Этому в значительной мере способствовало и то, что за время своего управления он наполнил иерархию людьми своего образа мыслей. Характер Даниила не отличался большими достоинствами: человек практического ума, он был честолюбив, мстителен и жесток, любил пышность и великолепие и охотно пользовался благами жизни, против которых так вооружался в проповедях. Многочисленные сочинения Даниила – явление замечательное в истории нашей древней письменности; они рисуют его облик с другой, более благоприятной стороны. Среди них исследователи называют «Соборник», содержащий в себе шестнадцать «слов» Даниила; Сборник, четырнадцати обширных посланий; «Окружное послание к пастве о согласии и любви и о соблюдении православной веры»; отдельное «Поучение митрополита Даниила всея Руси»; послание к князю Юрию Ивановичу; послание к неизвестному; наказ епископу Досифею; ответ некоему христолюбцу о здравии; ряд «посыльных грамот по всех владык»; «грамоты» разным лицам; «отреченную грамоту». Им была также составлена не сохранившаяся до нас «Кормчая». В сочинениях Даниила довольно полно и с замечательной даже и не для его времени эрудицией изложено догматическое и нравственное учение церкви. Особенную цену имеют для истории правообличительные сочинения Даниила. Он энергично обличал пороки вельмож, общества, самого духовенства, оставив, таким образом, всестороннее и яркое изображение быта и нравов для потомства своей эпохи. Даниил вооружался против увеселений, пьянства и разгула, роскоши, против разводов, нарушения целомудрия и супружеской верности (любопытно, что, ревнуя о целомудрии, проповедник одобрял даже оскопление, т.е. впадение в ересь), против астрологии, занесённой на Русь немцами, против ложных доносов и сплетней, против поединков; касался положения женщины в обществе и семье, воспитания детей, положения рабов, угнетения низших классов высшими, несправедливости властей по отношению к подвластным; особенно хорошо обрисованы типы тогдашних франта и волокиты. В нескольких сочинениях об иночестве изложена подробная регламентация трёх видов монашеской жизни и нарисован идеальный образ монаха. Особенным уважением пользуются сочинения Даниила среди старообрядцев, т.к. в его четвёртом Слове содержится учение о двоеперстии для крестного знамения, заимствованное из известного подложного «Слова Феодоритова».



 
PR-CY.ru