Словарь по христианству Д ДАНИИЛ

ДАНИИЛ

ДАНИИЛ – митрополит Московский и всея Руси в 1522–1539 гг., ученик Иосифа Волоцкого (1439/1440 – 1515 гг.), вождь иосифлян в борьбе с заволжскими старцами. По свидетельству автора «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна (1486–1566 гг.), Даниил родился в 1492 г.; судя по прозвищу «рязанца», происходил из Рязанской области. Образование получил, вероятно, в Волоколамском монастыре под руководством его игумена Иосифа Волоцкого, последователем которого он явился в своей деятельности. В 1515 г. Иосиф, чувствуя приближение смерти, предложил братии монастыря избрать ему преемника; выбор монахов пал на Даниила и был утверждён Иосифом. В сане игумена Даниил деятельно заботился о благосостоянии монастыря, расширил монастырскую библиотеку и ревностно поддерживал строгую дисциплину, заведённую Иосифом. В это же время он начал и свою литературную деятельность. В Русской церкви тогда происходила борьба двух направлений, известных под именем иосифлян и заволжских старцев (нестяжателей). Иосифляне (ученики Иосифа Волоцкого) отождествляли церковь и государство, подчиняя духовную иерархию верховной светской власти, но требуя от неё за это подчинения церковным интересам в смысле защиты всех прав и привилегий церкви, в том числе особенно права монастырей владеть населёнными имениями, а также охраны религии путём преследования еретиков. Последователи Нила Сорского (заволжские старцы) допускали исправление в церковных обрядах и правилах и стремились отгородить церковь от государства, обеспечивая её независимость в духовных делах и не допуская ни вмешательства иерархии в светские дела иначе как во имя защиты религиозно-нравственных принципов, ни воздействия на еретиков каким-либо другим оружием, кроме духовного; во имя тех же нравственных принципов они требовали отнятия у монастырей их населённых имений. Первые примыкали к зарождавшемуся абсолютизму московских государей, вторые – к старым удельным и боярским традициям и к земскому началу. Первый период борьбы был закончен ещё при Иване III Васильевиче (1440–1505 гг.), когда вопросы об отношении к еретикам и о монастырских имениях были разрешены в пользу иосифлян благодаря усилиям самого Иосифа и архиепископа Новгородского Геннадия. Литературная полемика продолжалась и после Соборов 1490 и 1503 гг., а с вокняжением Василия III Ивановича (1479–1533 гг.), когда ко двору  был приближен Вассиан Патрикеев (Косой), и сделался митрополитом приверженец заволжских старцев Варлаам, перевес склонялся, по-видимому, на сторону побеждённой было партии. Однако вскоре Варлаам своей независимостью и частыми «печалованиями» за осуждённых навлёк на себя гнев великого князя и 17 декабря 1521 г. был смещён с митрополии, а на его место Василий III без всякого Собора назначил (27 февраля 1522 г.) Даниила, с мнениями и характером которого успел ознакомиться.

 



 
PR-CY.ru