Словарь по христианству Д ДАНИИЛ

ДАНИИЛ

ДАНИИЛ (Викулин; 1653–1733 гг.) – видный деятель старообрядчества, основатель Выголексинского общежительства. Именем Викулина называется согласие старообрядцев-беспоповцев, ведущее начало из Выговского монастыря: данилово согласие, даниловщина. Викулин жил в Новгороде, затем был дьячком в церкви с. Шуньга в Заонежье (до 1682 г.). Уже в это время он тесно общался с проповедниками старообрядчества в Поморье, выходцами из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря иеродиаконами Игнатием и Пимином. Духовным отцом Викулина был другой известный деятель старообрядчества – игумен Беседного во имя святителя Николая монастыря Досифей, позже старец Варлаам (Быков). Во время усиления гонений на старообрядчество во второй половине 1680 гг. Викулин скитался по побережью Белого моря, придерживался взглядов о допустимости самосожжения «по нужде». В 1691 г. по просьбе старообрядцев вернулся в новгородские пределы и поселился вместе с ближайшими соратниками (в том числе Петром Прокопьевым) на озере Сарозеро, в келье Игнатия Соловецкого, откуда в 1692 г. они перешли на реку Рязанку, в кельи Емельяна Повенецкого. Сюда стали приходить окрестные крестьяне, жители Москвы, Нижнего Новгорода, других городов, поселение быстро разрасталось. Викулин неоднократно выходил в окрестные сёла, проповедуя старообрядчество, подвергался преследованиям, однако пойман не был. В 1694 г. вместе с Андреем Денисовым Викулин основал Выголексинское общежительство, был его первым киновиархом, сохранял руководство духовной жизнью обители до самой смерти (светские дела в 1702 г. были переданы А. Денисову), имел много духовных детей. После того как Выговское общежительство было приписано к олонецким Петровским заводам (1705 г.), летом следующего года Викулин руководил экспедицией по поиску железной руды в районе Выговской пустыни. В 1718 г. подвергся аресту на Петровских заводах в связи с намечавшимся правительственным розыском по Выговскому общежительству, но благодаря хлопотам выговцев и ходатайству начальника заводов Виллима Ивановича Геннина вскоре был отпущен. В 1720 – начале 1730 гг. без благословения Викулина на Выге не совершалось ни одно начинание, будь то строительство в мужских и женских монастырях, контакты с властями, оказание помощи другим старообрядческим общинам. Викулин имел дочь Анастасию, которая жила в Лексинском монастыре; в конце XVII в. вывез из Устьрецких заводов на Выг свою сестру (имя неизвестно) с мужем Л. Баталовым и детьми. В 1706–1708 гг. Викулин выступил оппонентом православного священника Петровских заводов Иосифа, который направил выговцам четыре полемических послания. Как духовный наставник пустыни Викулин написал несколько сочинений, призывающих соблюдать монастырские порядки: два послания к инокиням Лексинской обители о «неполезных дружбах», поучение о молчании. Перед смертью составил духовное завещание и предсмертное прощальное слово. Старообрядческие писатели посвятили ему слово и вирши на день тезоименитства, несколько надгробных слов и слов на дни ежегодного поминовения, а также отдельную службу.

 
PR-CY.ru