ДАНИИЛ II - Страница 3

По сравнению с творчеством более ранних сербских агиографов Жития, написанные Даниилом, отличаются усложнением внутренней структуры текста и наличием композиционного «плетения» (например, Житие королевы Елены) с использованием элементов других жанров: молитвы, «плача», внутреннего монолога и обращения к душе, покаянного исповедания и поучения (исследователи считают эти новации влиянием духовной атмосферы предысихастской эпохи или раннего исихазма, характерным для Афона). Житие королевы Елены, католички по происхождению, покровительствовавшей православным обителям и храмам, представляет редкий для средневековых православных славянских литератур образец женского Жития. Сборник «Жития королей и архиепископов сербских» исследователи не могут назвать собранием уставных чтений на соответствующие дни памяти сербских святых (в этом случае показательно отсутствие отдельных, вне сборника, списков Житий, написанных Даниилом). Он, скорее, является аналогом «Книги степенной царского родословия» – русского письменного свода XVII в. Даниил также считается автором «автобиографической» части преамбулы жалованной грамоты («повели») короля Милутина монастырю Хиландар о пасечниках (1317 г.), дошедшей в списке (возможно, интерполированном) начала XV в. (позднее этот текст был положен Даниилом в основу Жития Милутина, вошедшего в сборник). Гимнографические сочинения Даниила представлены службами его предшественникам – сербским святым архиепископам Арсению и Евстафию. Для исследователей до конца не ясным остаётся вопрос о связях этих служб с более ранними гимнографическими произведениями, посвящёнными тем же архиепископам, возможно, послужившими для них источниками. Так, в старом собрании НБС в Белграде (погибшем в апреле 1941 г.) хранилась болгарская Минея, содержавшая службу архиепископу Евстафию с проложным Житием, явно не связанным с написанным Даниилом (рукопись датировали Дж. Даничич XIII в., Л. Стоянович XIV в.). В дефектном списке службы Арсению Сербскому первой половины XIV в. имеется второй канон, не известный в более поздней традиции. Службы, написанные Даниилу, сохранились в списках, составленных немного позже его кончины. Так, служба архиепископу Арсению содержалась в так называемой Оливеровой Минее 1342 г. на сентябрь-декабрь, пропавшей во время Первой мировой войны; служба архиепископу Евстафию входит в пергаменную Минею на январь (середина – третья четверть XIV в.); не позднее XV в. служба Арсению Сербскому получила известность на Руси. Службы Сербским архиепископам, написанные Даниилом согласно канонам церковной традиции, в поэтическом смысле уступают творениям его старшего современника Феодосия Хиландарца. Текст службы архиепископу Арсению почти вдвое превышает текст, посвящённый архиепископу Евстафию, и с художественной точки зрения представляет больший интерес. Два прижизненных изображения Даниила сохранились в стенописях церкви Богородицы Одигитрии в Пече (около 1337 г.): молодой Даниил и святитель Николай изображены над входом в храм в стороне от образа Богоматери «Живоносный Источник»; в ктиторской композиции Даниил (старше по возрасту, чем в предыдущей композиции) представлен с моделью печской церкви в руках, пророк Даниил подводит его к Богоматери, восседающей на престоле. В соборе Дечанского монастыря Даниил изображён как «второй ктитор» (между 1339 и 1348 гг.). Посмертные изображения архиепископа находятся в стенописях монастыря Ораховица и в притворе («припрате») церкви Спаса (XIX в.) в Кучевиште. Начиная с ктиторской композиции, Даниил изображается маститым старцем с чёрной окладистой заострённой бородой, в архиепископском облачении, с обширным гуменцом.



 
PR-CY.ru