Словарь по христианству Д ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СКИТ

ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СКИТ

ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СКИТ на Афоне, подчинённый монастырю Ватопед. По преданию, скит Димитрия Солунского был основан на том месте, где великомученик Димитрий Солунский (306 г.) воздвиг храм во имя Пресвятой Богородицы; по другой версии, церковь была построена родственниками великомученика вскоре после его кончины. С Х в. здесь находилась обитель Халкеос, основанная Димитрием Халкевсом (медником) и посвящённая им своему небесному покровителю. Сохранились мраморные плиты пола древнего храма, датирующиеся XII–XIII вв. Из этой обители в 1628 г. архимандрит Макарий привёз московскому государю Михаилу Фёдоровичу чудотворное полотенце великомученика Димитрия, считающееся вкладом императора Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.). Обитель возрождена в начале XVIII в. под руководством проигумена Филофея ватопедскими иноками скевофилаксом Паисием, иеромонахами Стефаном и Сильвестром и вскоре получила статус скита. Большую роль в благоустройстве скита Димитрия Солунского в первой половине XVIII в. сыграл Неофит, бывший митрополит Артский и Навпактский. Василий Григорьевич Григорович-Барский (1701–1747 гг.), дважды посетивший скит Димитрия Солунского, в 1726 г. застал здесь всего 4–5 келий, а в 1744 г. – 20 калив и называл обитель «скит красный и знаменитый». Уставы 1729 и 1759 гг. определяли вопросы, касавшиеся владений и внутреннего устройства и обязанности насельников скита по отношению к Ватопеду. Так, каждый насельник скита был обязан уплачивать 3/4 гросса в год Ватопеду и в случае необходимости спускаться на ватопедскую пристань для разгрузки пшеницы. В середины XVIII в. скит стал одним из центров движения колливадов на Афоне. В 1756 г. здесь поселился Дионисий из Сьятисты, затем к нему присоединился монах Иерофей (впоследствии основатель монастыря пророка Илии на острове Идра) с учениками. В 1808 г. в скиту проживало 47 монахов, накануне национально-освободительной революции – 60. Из официальной переписи в афонских монастырях (1885 г.) явствует, что в скиту Димитрия Солунского подвизались 38 иноков и три послушника. В XIX в. среди насельников были и болгарские монахи. Кириакон (соборный храм скита) был воздвигнут на месте византийского храма (точное время его постройки неизвестно). В кириаконе сохранилось изображение трёх святителей кисти мастера Константина Арванита (1742 г.). Основные росписи наоса и лити выполнены в 1755 г. На восточной стене лити помещены чудеса великомученика Димитрия. В люнете над входом в наос расположен образ Богоматери с предстоящими Димитрием и Григорием Паламой. На литографии 1763 г. с видом скита изображены кириакон, колокольня, трапезная, архондарик и каливы. В 1764 г. была построена кладбищенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Экзонартекс, пристроенный к кириакону в 1796–1797 гг., был украшен в 1806 г. фресками, выполненными мастерами Вениамином и Захарией, племянниками монаха Макария из Галатисты. В 1990 гг. скит Димитрия Солунского включал 21 каливу, 16 из которых были заброшены. Скит являлся особножительным (идиоритмическим), в последние годы в нём проживали 3–4 монаха. В настоящее время не заселён, ведутся работы по реставрации фресок кириакона. В библиотеке скита хранилось 73 рукописи (в настоящее время перемещены в Ватопед) и около 200 печатных книг. Лит.: Григорович-Барский В.Г. Второе посещение Святой Афонской горы. СПб., 1887; Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Сергиев Посад, 1914; Порфирий (Успенский), епископ. История Афона. М., 2007. Т. 1.

 
PR-CY.ru