ДЁМИНА Наталья Алексеевна

ДЁМИНА Наталья Алексеевна (1902–1990 гг.) – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, музейный работник. Н.А. Дёмина (девичья фамилия Кербицкая) родилась в семье земского врача. Окончив саранскую среднюю школу № 4, в 1922 г. поступила в Харьковский университет на медицинский факультет, но в 1923 г. перевелась в первый Московский государственный университет на этнологический факультет, отделение изобразительных искусств, который окончила в 1926 г. по специальности «Древнерусское искусство», под научным руководством Алексея Ивановича Некрасова (1885–1950 гг.) защитила диплом (1929 г.) на тему «Икона “Благовещение” письма Спиридона Тимофеева 1652 г.». В 1926–1930 гг. работала штатным практикантом в отделе «Религиозного быта и иконографии» Государственного исторического музея, под руководством Е.И. Силина участвовала в подготовке выставки произведений XVI–XVII вв. В 1931–1935 гг. – корректор в ряде издательств; в 1935–1938 гг. – научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи в отделе хранения и экспозиции. За подготовку экспозиции древнерусского искусства XI–XVII вв., разместившейся в семи залах, была переведена в старшие научные сотрудники. В 1943–1946 гг. по договору работала старшим научным сотрудником Загорского историко-художественного музея, где занималась составлением каталога шитья и исследованием живописи иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (период завершения реставрации). В августе 1946 г. Н.А. Дёмина подготовила рукопись «”Троица” Андрея Рублёва» и описала 13 праздников из иконостаса Троицкого собора (последняя работа послужила материалом для статьи, опубликованной в 12-м томе ТОДРЛ). В 1947–1949 гг. возобновила работу в ГТГ. В разные годы Н.А. Дёмина участвовала в экспедиционных командировках ГТГ, снаряжённых по заданию Министерства культуры СССР для обследования музейных фондов древнерусского искусства с целью выявления и вывоза наиболее ценных памятников (Ростов и с. Борисоглебские Слободы (ныне пос. Борисоглебский Ярославской области), Касимов Рязанской области). Н.А. Дёмина принимала участие в создании основанного в 1947 г. Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублёва в Москве (ныне ЦМиАР). В 1950–1961 гг. в качестве заместителя директора по научной работе занималась комплектованием коллекции, созданием экспозиции и разработкой методики её показа, изучением памятников в процессе реставрации. Большое значение имела работа Н.А. Дёминой по подготовке празднования 600-летнего юбилея Андрея Рублёва (1960 г.). С марта 1967 г. по февраль 1972 г. работала младшим научным сотрудником в секторе Древнерусского искусства Института истории искусств Министерства культуры СССР (ныне ФГНИИ «ГИИ»). С 1962 г. Н.А. Дёмина систематически читала лекции по древнерусской живописи сотрудникам Института по изучению народов Азии, членам Дома учёных и художникам; состояла в МОСХ, в учёном совете Музея им. Андрея Рублёва, музеев Московского Кремля и др. Она принадлежала к поколению искусствоведов, в центре научных интересов которых оказалось творчество Андрея Рублёва (И.Э. Грабарь, М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев). Раскрытие от записей его икон, пришедшееся на первую половину XX в., надолго определило направление их исследований. Н.А. Дёмина сочетала в работах «знаточество» – тщательный метод многолетнего изучения памятников в натуре с доведённым до совершенства стилистическим анализом, который свидетельствовал о глубоком и тончайшем постижении природы произведения. В трудах о живописи Андрея Рублёва и мастеров его круга она сумела сформулировать многое из того, что до сих пор определяет понятия «рублёвский образ», «рублёвский тип», «рублёвский стиль».

 
PR-CY.ru