ДАНИИЛ Чёрный - Страница 8

Различия между живописью южного и северного склонов свода западной части среднего нефа во многом обусловлены состоянием её сохранности и реставрационными вмешательствами. Независимо друг от друга некоторые исследователи пришли к выводу, что в манере письма двух частей «Страшного Суда» нет больших отличий, соответственно вся композиция написана одним художником – Андреем Рублёвым, а Даниилу принадлежит роспись восточной части здания (помимо упомянутых композиций в жертвеннике – изображения святителей, из которых лучше сохранились «Святитель Лев Великий, папа Римский»?), а также роспись подкупольных столпов (хорошо сохранился только медальон «Мученик Зосима»). По мнению исследователей, художники не членили композиции и циклы, связанные одной темой, а поделили рабочую площадь большими долями – по частям храма. Они предполагают, что алтарь и центральная часть собора были отданы Даниилу, а верхняя и западная части – Андрею Рублёву. С именем Даниила по аналогии с приписываемыми ему композициями 1408 г. связывают также ряд произведений. Так, горки в композиции «Младенец Иоанн Предтеча, ведомый ангелом в пустыню» написаны, несомненно, той же рукой, что и скалы на миниатюре «Евангелист Иоанн Богослов с Прохором» в Евангелии Хитрово. Лик папы Римского Льва имеет явное типологическое сходство с ликом великомученика Димитрия Солунского из Троицкого иконостаса. После 1408 г. в известиях о Данииле и Андрее Рублёве наступил длительный перерыв – до середины 1420 гг. Возможно, в 1409 или в 1410 г. преподобный Андрей вместе с Даниилом работал над украшением только что сооружённого деревянного Троицкого храма в Троице-Сергиевом монастыре. В пользу этого может свидетельствовать возможная датировка «Святой Троицы» этим временем и зафиксированное источниками для 1420 гг. предположительное знакомство настоятеля обители Никона с работами этих художников, если не с ними самими (в частности, его настойчивость в приглашении именно этих мастеров). Может быть, вскоре после 1416 г. они выполняли какие-то работы в новом, построенном в 1416 г. Благовещенском соборе Московского Кремля. Некоторые основания для такого вывода даёт сообщение содержащейся в Летописце начала царства 1533–1552 гг. повести о пожаре 1547 г., что в Благовещенском соборе «деисус письма Андрея Рублева, обложенный золотом… сгорел». Вероятно, под «деисусом» следует понимать целый иконостас. Исследователи предполагают, что это были «деисус, праздники и пророки», которые в 1508 г. великий князь Василий Иоаннович повелел «украсить и обложить серебром, золотом и бисером». Интересные сведения о последних работах Даниила и Андрея Рублёва содержатся в разных редакциях Житий Сергия Радонежского и его ученика Никона Радонежского, составленных Пахомием Логофетом. В Житии Никона рассказано, что, воздвигнув «церковь прекрасную на похвалу своему отцу» Сергию Радонежскому, он украсил её «многими красотами», но очень печалился, видя её без стенной живописи, и только через некоторое время смог пригласить с этой целью Даниила и Андрея Рублёва, «людей очень известных».

 



 
PR-CY.ru