ДАНИИЛ Чёрный - Страница 5

Об этом же, по-видимому, свидетельствует и содержание главы «Начало Андроникова монастыря» нескольких редакций «Жития Сергия Радонежского», где имя Даниила не упоминается. Ближайшие потомки художников отдали явное предпочтение Андрею Рублёву: его имя неоднократно встречается в документах XVI–XVII вв., а имя Даниила забыто; все связываемые с живописцами произведения были приписаны преподобному Андрею. Некоторые исследователи считают, что в конце XIV в. Даниил и Андрей Рублёв работали на дворе удельного князя Звенигородского и Галичского Георгия (Юрия) Димитриевича в подмосковном Звенигороде, где украсили росписями и иконами недавно построенный (вероятно, в 1394–1396 гг.) Успенский собор на Городке. От росписи уцелели части пяти фигур праотцов и пророков в куполе, незначительные остатки композиций с двумя евангелистами в подкупольной зоне, руинированные и затонированные фрагменты четырёх композиций цикла Иоанна Предтечи, четыре медальона с изображениями мучеников и верхней части фигуры святителя в жертвеннике, остатки правой части большой композиции «Успение Богородицы» на северной стене храма, композиции на западных гранях восточных подкупольных столпов и другие малозначимые фрагменты. На момент раскрытия в 1918 г. наилучшей сохранностью отличалась роспись на восточных подкупольных столпах: «Мученик Флор», триумфальный Крест на Голгофе, «Явление ангела преподобному Пахомию Великому» на северо-восточном столпе и «Мученик Лавр», триумфальный Крест на Голгофе, «Беседа преподобного Варлаама с преподобным царевичем Иоасафом» на юго-восточном столпе (о них ныне можно судить лишь по фотографиям 1918 г.). Очень плохая сохранность росписи затрудняет исследователям её атрибуцию. Так, И.Э. Грабарь связывал с Даниилом нижние композиции столпов, а с Андреем Рублёвым – изображения мучеников Флора и Лавра. С.С. Чураков приписывал роспись юго-восточного столпа Даниилу, а северо-восточного – преподобному Андрею. Противоположное мнение высказывала В.Г. Брюсова. Некоторые специалисты (М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев, В.А. Плугин, Г.В. Попов, Е.Я. Осташенко) не считают возможным говорить об участии Даниила в этой работе. Некоторые считают, что с Даниилом может быть связана роспись северо-восточного столпа («Мученик Флор», триумфальный Крест на Голгофе, «Явление ангела Пахомию Великому») и часть росписи купола собора. Одновременно со стенописью собора был создан полуфигурный Деисус, состоявший из девяти икон, который получил название «Звенигородский чин». Фрагментарно сохранившиеся иконы Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла почти всеми исследователями признаются творениями Андрея Рублёва. С.С. Чураков приписывал авторство икон Спасителя и архангела Михаила Даниилу, тогда как Валентина Ивановна Антонова (1907–1993 гг.) и В.Г. Брюсова считали его автором образа апостола Павла. Хотя участие мастера в создании этих произведений весьма вероятно, тем не менее, даже незначительная разница в письме, с одной стороны, иконы апостола Павла и с другой – икон Спасителя и архангела Михаила не даёт возможности говорить об авторстве Даниила с определённостью.

 



 
PR-CY.ru