ДАНИИЛ Чёрный - Страница 4

Возможно, в силу этого Даниил не смог участвовать в росписи Спасского собора Андроникова монастыря, ставшей единоличной и последней работой Андрея Рублёва. Ничего не известно ни о месте рождения Даниила, ни о его родителях, неизвестно также его имя до пострига. Вряд ли он был греком или выходцем с Балкан: источники сохранили бы соответствующее прозвище – Грек, Сербин, Чёрный. Опираясь на его мифическое прозвище «Чёрный», некоторые специалисты придерживались гипотезы о южнославянском происхождении Даниила (С.С. Чураков, Л.В. Бетин, В.Г. Брюсова). С конца XIV в. жизнь и деятельность Даниила были связаны с Московской Русью, что, впрочем, не исключает версии о его немосковском происхождении. Нет сведений о периоде его обучения мастерству живописи, о начале и первой половине его творческого пути. Техническое совершенство связываемых с Даниилом произведений позволяет исследователям предположить, что он обучался у первоклассного византийского мастера (возможно, за пределами Руси). Неизвестно также, когда Даниил встретился с Андреем Рублёвым, став для того не только учителем в художественном мастерстве, но и духовным единомышленником и другом. Некоторые авторы отвергают свидетельство преподобного Иосифа Волоцкого об учительстве Даниила, полагая, что в нём идёт речь о монашеском наставничестве. Но сомневаться в словах Иосифа у исследователей нет оснований, т.к. в его «Духовную» Даниил и Андрей Рублёв попали благодаря не только их высокой праведности, но и художественному таланту. Сообщение Иосифа Волоцкого подтверждается и текстом особой редакции «Жития Сергия Радонежского». Даниил был старше Андрея, но вряд ли эта разница превышала 5–10 лет. Поскольку из анализа летописного сообщения 1405 г. следует, что преподобный Андрей принял монашеский постриг незадолго до этого времени (условно около 1400 г.), т.е. стал монахом уже в зрелом возрасте, исследователи предполагают то же и в отношении Даниила. Художники, видимо, приняли постриг в находившемся в митрополичьей юрисдикции Андрониковом монастыре (основан, вероятно, в 1358–1359 гг.): Иосиф Волоцкий писал, что художники были монахами Андроникова монастыря. Известно также, что к концу жизни они были старцами Андроникова монастыря, там они скончались и были погребены. Исследователи считают неверной гипотезу о начале их монашеского пути в Троице-Сергиевом монастыре, тем более что принятый в конце XIV – начале XV в. в центральных общежительных монастырях Студийский устав запрещал переходы из одного монастыря в другой. Летописная статья 1405 г. также позволяет предположить, что уже современники выделяли из этого творческого союза Андрея Рублёва. Выстроенная в конце XIV в. Благовещенская церковь была маленьким бесстолпным храмом, для росписи которого не было нужды приглашать трёх находившихся в полном расцвете творческих сил мастеров (Феофан Грек, Прохор с Городца, преподобный Андрей), но заказ великого князя, очевидно, являлся почётной работой, для выполнения которой были выбраны лучшие на тот момент художники Московской Руси.

 



 
PR-CY.ru