ДАНИИЛ Чёрный - Страница 3

Наименование «Чёрный» впервые встречается в «Сказании о святых иконописцах» и в «Книге, глаголемой описание о российских святых» – произведениях поздних и компилятивных. Круг источников, используемых их авторами, крайне узок – это Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских и Стоглав 1551 г.; им даже неизвестны летописные свидетельства 1405 и 1408 гг. Их ценность заключается в первой письменной фиксации преданий об авторстве Андрея Рублёва в отношении «Святой Троицы» из Троице-Сергиевой лавры, смерти и погребении живописцев в Андрониковом монастыре. В «Сказании о святых иконописцах» все упоминаемые иконописцы помимо имени наделяются составителем какими-либо определениями, эпитетами и прозвищами. Так, Даниил стал Чёрным (возможно, трансформация слова «чернец»), а преподобный Андрей – Радонежским. Но если последнего не связывают с Радонежем, то прозвище «Чёрный» надолго прикрепилось к имени Даниила. В случае если исследователи принимают версию «Сказания...», они должны отождествить Даниила с Симеоном Чёрным, расписывавшим в 1395 г. вместе с Феофаном Греком церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле (И.Э. Грабарь, В.Д. Кузьмина, Л.В. Бетин и В.Г. Брюсова). Появление в короткий промежуток времени в одном месте двух известных живописцев с одинаковым и не очень распространённым (в отличие от Грека) прозвищем представляется исследователям сомнительным. В этом случае они говорят, что считать, будто Симеон – это мирское имя Даниила. Однако такая идентификация исследователям представляется невозможной: если Даниил имел прозвище, его сообщил бы составитель Троицкого свода, как он это сделал в отношении Андрея Рублёва (тем более что под 1395 г. он упоминает Симеона Чёрного). Если время смерти Даниила и Андрея Рублёва устанавливается с некоторой определённостью (около 1430 г.), то даты их рождения сугубо гипотетические. Поскольку Жития преподобных Сергия и Никона, рассказывая о последних работах художников, сообщают, что они имели «почтенные седины» и были «в старости великой» (такой старостью тогда считали 70–80 лет), следовательно, дату рождения преподобного Андрея следует искать около 1360 г., а Даниила – около 1350 г. Свидетельство Житий подтверждается некоторыми косвенными данными: к 1405 г. Андрей Рублёв был признанным мастером в возрасте не менее 30–35 лет (а не 20–25, как полагают некоторые исследователи), иначе летописец вряд ли добавил бы к монашескому имени художника его прозвище, под которым он успел прославиться в Москве и её окрестностях до пострига. Об этом же говорит и подчёркнутое летописцем немосковское происхождение Прохора, означающее, что Андрей Рублёв к этому времени уже долго жил в Москве. Одной из причин, почему Никону Радонежскому пришлось уговаривать иконописцев расписать Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре, мог быть, вероятно, их преклонный возраст. На это же указывает сообщение в Житиях о наличии тогда у Даниила и Андрея Рублёва помощников. О том же свидетельствуют погрешности в рисунке части икон Троицкого иконостаса, которые могут быть объяснены старостью и слабеющей рукой мастеров (наблюдения И.Э. Грабаря, Н.А. Дёминой, Ю.А. Лебедевой, В.Н. Лазарева и др.).

 



 
PR-CY.ru