ДАНИИЛ Чёрный - Страница 2

Большинство специалистов, пишущих об Андрее Рублёве, либо намеренно игнорируют проблему, связанную с творчеством двух мастеров, либо забывают, что основная часть произведений преподобного Андрея является плодом его творческого союза с Даниилом. Разделить их наследие не помогают ни технико-технологические исследования (проведённое в 1999–2000 гг. предварительное обследование ряда икон из разных частей иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры не выявило различий в составе левкаса, красочных пигментов, санкиря, приёмов письма и т.п.), ни стилистически-художественный и критический анализ. Лишь минимальные отличия в индивидуальном почерке и художественном темпераменте позволяют гипотетически наметить группу произведений Даниила. Цельность творческого наследия Даниила и Андрея Рублёва такова, что современная наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной. Сведения о жизни и творчестве Даниила содержатся в тех же источниках, что и об Андрее Рублёве, но их гораздо меньше. Наиболее важные свидетельства находятся под 1408 г. в Троицкой летописи, составленной не ранее начала 1420 гг., и в «Духовной грамоте» 1507 г. преподобного Иосифа Волоцкого (слово 10 «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Рустей земле сущих»). Ценные, но несколько противоречивые сведения содержатся в Пространной редакции «Жития Никона Радонежского», созданной Пахомием Логофетом (Сербом) в 1440–1443 (?) гг., и в его Краткой редакции того же Жития 1443–1445 гг. Сведения из этой редакции повторяются в главе «О проявлении мощей святого» Жития преподобного Сергия Радонежского в редакциях Д (1450 гг.) и Е (около 1525 г.). Иконописец также упоминается в Месяцеслове Троице-Сергиева монастыря, составленном около середины 1650 гг. Симоном (Азарьиным), в «Сказании о святых иконописцах» конца XVII – начала XVIII в. (около 1715 г.?) и в «Книге, глаголемой описание о российских святых» конца XVII – начала XVIII в. Сведения о месте погребения Даниила и Андрея Рублёва в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре «под старою колокольнею» содержатся в составе статьи об Андронике Московском «Алфавита русских святых» старообрядческого монаха Ионы Керженского 1807–1811 гг. В реконструкции биографии Даниила исследователи учитывают и те источники о жизни и творчестве преподобного Андрея, в которых его имя отсутствует. Это сообщение Троицкой летописи о росписи в 1405 г. Благовещенской церкви в Московском Кремле и сведения о росписи Андреем Спасского собора Андроникова монастыря в главе «Начало Андроникова монастыря» особой (третьей – по классификации Бориса Михайловича Клосса), 1442–1445 (?) гг., Пахомиевской редакции «Жития Сергия Радонежского». Сведения последней с некоторыми изменениями повторяются в редакциях Г (около 1449 г.) и Е «Жития Сергия Радонежского». В научной литературе Даниила принято именовать Даниилом Чёрным, однако ни один из источников XV–XVI вв. (т.е. наиболее достоверных) не сообщает прозвища Даниила. Его нет и в Месяцеслове Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина), отличавшегося большой осведомлённостью и разборчивостью в источниках.

 



 
PR-CY.ru