ДАНИИЛ - Страница 2

Все известные списки западнорусского происхождения принадлежат к Минейной группе. Известны украинская переделка «Хожения» конца XVI в. и перевод памятника на украинский язык, выполненный во второй половине XVII в. Отправной и конечной точкой описания паломничества Даниила является Константинополь (Царьград); сведений о путешествии из Руси в Константинополь и обратно в «Хожении» нет. Описывая плавание из Константинополя через острова Эгейского моря к Святой земле, Даниил упоминает, что на острове Родос в течение двух лет находился русский князь Олег (Михаил) Святославич. В рассказе «О Кипрском острове» сообщается, что на Кипре 14 (в некоторых списках 20) епископий, «митрополия же едина, а святых в нём без числа лежит». Приплыв в Яффу (Палестина), Даниил с группой паломников направился в Иерусалим, где поселился в монастыре святого Саввы Освященного, в котором прожил 16 месяцев. В течение этого времени Даниил при помощи провожатых (насельников монастыря св. Саввы) осмотрел город и его окрестности, ходил на Иордан и к Мёртвому морю, посетил Вифанию, Гефсиманию, Сион, Вифлеем, Хеврон и др. Во время пребывания в Иерусалиме встречался с иерусалимским королём Балдуином I (королевство возникло в 1099 г. в результате первого Крестового похода), любезно принявшим русского паломника. С разрешения короля Даниил вместе с отрядами крестоносцев, двигавшимися к Дамаску, совершил путешествие в Галилею, дошёл до верховьев Иордана, в течение десяти дней осматривал окрестности Тивериадского (Геннисаретского) озера, побывал на горе Фавор, в Вифсаиде, Назарете, Кане Галилейской, Кесарии и через Самарию вернулся в Иерусалим. Пользуясь расположением Балдуина, он не только посетил места, куда обычно паломников не допускали, но и поставил в Великую пятницу в ногах камня Гроба Господня лампаду «от всея Русьскыя земля». В Великую субботу он (вместе с другими русскими паломниками – новгородцами и киевлянами) стал свидетелем чуда схождения благодатного огня и принял участие в пасхальном богослужении в иерусалимском храме Воскресения. В монастыре Саввы Освященного Даниил записал для поминовения имена девяти наиболее влиятельных русских князей, их жён и детей. По предположению Валентина Лаврентьевича Янина (род. в 1929 г.), в этом перечне нашла отражение система старшинства, предложенная великим князем Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом и утверждённая на княжеских съездах рубежа XI и XII вв. для предотвращения усобиц. Пробыв в Святой земле около двух лет, Даниил по морю добрался до Константинополя. Как полагают исследователи, «Хожение» было оформлено в самостоятельное произведение после возвращения Даниила на Русь, хотя во время поездки он, вероятно, вёл записи, многие описания составил со слов провожатых-греков. Целью создания «Хожения», по словам Даниила, было стремление удержать читателей от самостоятельного паломничества, чтобы те не впали в грех, возгордившись своим поступком.

 



 
PR-CY.ru