ДАНИИЛ, Димитрий Константинович - Страница 10

В XIX в. в состав местных святых был введён преподобный Корнилий Переславский, и в новых вариантах этого извода Даниил изображался вторым слева, между преподобным Никитой Столпником и благоверным князем Андреем Переяславским (икона над ракой Даниила в Даниловом монастыре). В композициях XVIII–XX вв. преподобный изображался в рост, в монашеских одеждах, а не в схиме, в зависимости от колористических задач варьировался цвет рясы. В 1990 гг. появились иконы, на которых кроме местных представлены общерусские святые, исторически связанные с Переславлем-Залесским: князь Александр Невский, преподобные Димитрий Прилуцкий и Герасим Болдинский. В современном произведении из мастерской Московской духовной академии Даниил второй справа, между Никитой Переславским и князем Андреем. Среди современных образов выделяется икона 1997 г. письма инокини Екатерины (Омельченко; частное собрание) – святой изображён оплечно, со спущенным на плечи куколем, на полях иконы слева – святитель Макарий Московский, справа – князь Андрей. Образ Даниила включён в состав Соборов русских святых, в частности, на иконах поморского письма: конец XVIII – начало XIX в., первой половины XIX в. из с. Чаженьга Каргопольского района Архангельской области – святой в куколе на голове, первый в четвёртом ряду левой группы преподобных. Ошибочно в архиерейской мантии и белом клобуке, с округлой бородой и надписью на нимбе «Прп(д) Данiилъ Пере(с)» Даниил представлен вторым слева в четвёртом ряду на иконе аналогичного извода начала XIX в. из Черновицкой области. В группе подвижников XVI в. Даниил присутствует в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). В числе других русских святых его образ находился также в программе росписи 1870 гг. (художник Михаил Сергеевич Башилов) придела князя Александра Невского храма Христа Спасителя. На иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» конца 1920 – начала 1930 гг. письма монахини Иулиании (Соколовой) и в её повторениях Даниил в куколе помещён среди Переславских чудотворцев. В настоящее время иконописцы, работающие по местным заказам, пишут преимущественно поясные изображения Даниила в монашеском одеянии, с куколем на плечах, благословляющей десницей и развёрнутым свитком в левой руке с текстом: «Братие, будите сирым и вдовам заступницы, скорбящим утешители, нищим сокровище» (иконы из частных собраний). Лит.: Сукина Л.Б. Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском. М., 2002; она же. Троице-Сергиева лавра и Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сергиев Посад, 2004; она же. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. М., 2002; она же. Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском. М., 2002; Крутова М.С. О названии Жития и чудес преподобного Даниила Переяславского: (В первоначальной и Александровской редакции) // Иринарховские чтения, 7-е. Борисоглебский, 2004. Вып. 4; Масленицын С.И. Переславль-Залесский. Л., 1975; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1, Т. 2.; Мостовский М.С. Храм Христа Спасителя / (Составитель заключительной части Б. Споров). М., 1996; Жития переславских святых. Переславль-Залесский, 1998.



 
PR-CY.ru