ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Страница 9

Как и другие великие князья, Даниил Александрович изображён с нимбом. Портрет носит условный характер: оплечный образ святого в княжеских одеждах, с крупными чертами лица, удлинённым носом, вьющимися короткими волосами и полукруглой бородой вписан в овал, исполнен в традициях «живоподобия». В двух других экземплярах Титулярника 1672–1673 гг., изготовленных по образцу 1672 г. для царя Алексея Михайловича и царевича Феодора Алексеевича, в работе над которыми также принимали участие иконописцы Макар Потапов и Фёдор Юрьев Репьев, изображение более парадное – поясное, в овале, в руках Даниила Александровича – скипетр и держава, нимб отсутствует. Его портрет имеется также в титулярнике 1690–1698 гг., вложенном, согласно митрополиту Псковскому Илариону (Смирному), в Троицкий собор Пскова. Подобная традиция сохранялась в более поздних живописных портретах на холсте (конец XVIII в.), на гравюрах и литографиях первой половины – середины XIX в., на костяных рельефах холмогорской работы, в серии небольших рельефных печатей (инталий) на зелёной сибирской яшме, вырезанных около 1723 г. нюрнбергским мастером И.К. Доршем, по-видимому, по заказу Якова Вилимовича Брюса (Даниил Александрович – оплечно, в княжеских доспехах). На миниатюре в синодике Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненным собственноручно великой княжной Татианой Михайловной в 1676–1682 гг., Даниил Александрович представлен вверху справа в схиме. В росписи Благовещенского собора Казанского кремля (около 1694 г.) он изображён в княжеских одеждах (плащ с растительным орнаментом по светлому полю) в откосе окна северной стены, напротив святого князя Александра Невского (имя святого определено по графье, колорит изменился вследствие пожаров). В иконописи основным иконографическим изводом является изображение Даниила Александровича в схиме. По описаниям в иконописных подлинниках XVIII – начала XX в. под 5 марта святой представлен «подобием сед, брада поменьше Власиевы и тупее, на главе схима, ризы преподобническия»; «подобием брада Сергиева, в шапке и во амфоре, сак лазорь, испод бакан»; «типа русскаго, сед, борода не очень велика, но более средней величины и широковата, одежды монашеския, на голове схима». В лицевой рукописи XIX в., выполненной по протографу XVII в., Даниил Александрович с короткой бородой, без куколя. На самой ранней из известных икон конца XVII – начала XVIII в., написанной под влиянием царских мастеров Оружейной палаты, он в схимнических одеждах предстоит Святой Троице ветхозаветной на фоне Данилова монастыря. Тип лика – «русский», полукруглая борода с сильной проседью, правая рука сложена троеперстно, в левой – развёрнутый свиток с надписью, типичной для икон преподобных: «Не скорбите убо братие моя, но по сему…» Данилов монастырь на иконе изображён с каменным, возведённым при царе Иоанне Грозном в середине XVI в. одноглавым храмом святых Отцов семи Вселенских Соборов за каменными монастырскими стенами с башнями.

 



 
PR-CY.ru