ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Страница 8

В миниатюрах свода Даниил Александрович представлен в княжеских одеждах, без нимба, фигура выделяется композиционно, цветом одежд, языком жестов. Изображён в сюжетах: рождение у великого князя Александра Невского сына, поход на Рязань против татар (Даниил Александрович на коне, впереди войска, в латах и княжеской шапке, вверху – он берёт в плен рязанского князя Константина), съезд русских князей в Дмитрове (Даниил Александрович третий слева, в синем плаще, его десница с указующим жестом – знаком приказания), передача Переяславля князем Иваном Дмитриевичем своему дяде Даниилу Александровичу, назначение наместников в Переяславль (Даниил Александрович справа, в синем плаще, с княжеским жезлом, на втором плане изображение Переяславля), пострижение и преставление (Даниил Александрович на ложе, в схимнических одеждах, на фоне одноглавого храма Данилова монастыря), отпевание и погребение (Даниил Александрович на фоне Архангельского собора Московского Кремля, перед гробом четвёртого сына Даниила Александровича, вверху – сын Юрий, которого переяславцы не пускают в Москву на погребение отца, боясь, чтобы великий князь Андрей Александрович не занял их город). Изображение исторических событий связано с их изложением в Степенной книге в «Повести о богоснабдимом великом князе Данииле Александровиче Московском» (соответствующие миниатюрам тексты являются компиляцией выдержек из летописей, Степенной книги, Хронографов, Житий, повестей). Наиболее раннее сохранившееся изображение Даниила Александровича – в стенописи Архангельского собора Московского Кремля, возобновлённой в 1652–1666 гг. по первоначальной программе 1564–1565 гг. Фигура святого помещена при входе в собор на южной стороне северо-западного столпа (Даниил Александрович с нимбом, в тёмно-коричневой монашеской мантии, охряная ряса перехвачена широким чёрным монашеским поясом с пряжкой, куколь схимы синего цвета (цвета одеяний те же, что и в миниатюрах Летописного свода), в правой руке князя – свёрнутый свиток, левая – в молении к благословляющему небесному покровителю преподобному Даниилу Столпнику). Даниил Александрович изображён средовеком с тонкими чертами лица, удлинённой полукруглой бородой с проседью, измождённым. В Архангельском соборе в схиме изображён также только брат Даниила Александровича – великий князь Димитрий Александрович Переяславский (в северо-западном углу на западной стене), что подчёркивает преемственность Москвы от Переяславля и избранную роль Московского государства с самого начала его истории. В росписи середины XVI в. средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле образ Даниила Александровича находился в откосе окна западной стены. В стенописи Грановитой палаты Кремля конца XVI в. (возобновлена в 1882 г. палехскими мастерами Белоусовыми по описи иконописца Симона Ушакова) Даниил Александрович в княжеских одеждах в откосе окна у царского места, напротив – его сын Иоанн Калита. В Царском Титулярнике 1672 г. «исторический портрет» Даниила Александровича помещён после его отца – великого князя Александра Невского. К работе над Титулярником привлекались мастера Оружейной палаты Иван Максимов (ученик Симона Ушакова), «золотописец» Григорий Благушин, патриарший иконописец Дмитрий Львов.

 



 
PR-CY.ru