ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Страница 7

В сообщении о его рождении он характеризуется как «наследник Русьскому царствию» и «великий князь», прославляется как миротворец, который даже в ходе междоусобиц «бес кровопролития брань утоляше и мир составляше», благодаря чему «ни от кого же неврежена бысть держава его». Правление Даниила Александровича рассматривается как переломный этап в истории династии Рюриковичей и Русской земли, с ним связывали переход столичного статуса к Москве: «От Всеволода же Юрьевича и до Данила Александровича в Володимери державствоваху. От Данила же на Москве Богом утвержено бысть царствие Русских государей». Повесть о Данииле Александровиче из Степенной книги под 4 марта включена в состав Миней Четьих Иоанна Милютина, на её основе была составлена краткая проложная редакция, изданная в 1662 г. В конце XVIII в. митрополит Платон (Левшин) на основе Степенной книги, летописей и «Истории Российской» князя Михаила Михайловича Щербатова (1733–1790 гг.) составил новое Житие Даниила Александровича («Служба и Житие преподобного и благоверного отца нашего Даниила, великого князя Московского». М., 1791 г.). В повестях о начале Москвы XVII в., где отразились народные предания, возникшие, по-видимому, не ранее середины XVI в., Даниил Александрович выступает как мифологизированный персонаж. В тексте этих повестей отсутствуют следы его почитания как святого. Лишь однажды он называется «благоверным князем», принявшим «мученическую смерть от прелюбодеев жены своея», и уподобляется святым князьям Борису и Глебу. Наиболее ранняя сохранившаяся служба Даниилу Александровичу была составлена по повелению патриарха Иова (1589–1605 гг.) «тщанием и труды» Семёна Романовича Алферьева (около 1560 – раньше 1610 гг.) и инока Сергия из переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря. Однако этот текст не получил распространения. В правление царей Иоанна V (1666–1696 г.) и Петра I Алексеевичей (1672–1725 гг.) возникла его новая редакция, в которой уже многократно упоминалась рака, появившаяся в 1652 г. Новая служба Даниилу Александровичу была написана в 1711 г. иеромонахом Чудова монастыря и справщиком Печатного двора Карионом (Истоминым) по заказу игумена Данилова монастыря Макария и старца Кариона (Борина). Ещё одна служба Даниилу Александровичу была составлена при императрице Елизавете Петровне (1709–1761 гг.), образцом для неё стала служба святому Александру Невскому. Опубликованная митрополитом Платоном в 1791 г. вместе с Житием (она получила наибольшее распространение в обиходе РПЦ). Существует два извода иконографии Даниила Александровича: в княжеских одеждах и в схиме. В Лицевом летописном своде 1570 гг. ему отводится важная роль как основателю православного Московского царства.

 



 
PR-CY.ru