ДАМИАН Печерский - Страница 2

В Похвальном слове русским преподобным, созданном соловецким монахом Сергием (Шелониным) в 1645–1647 гг., Дамиан упоминается в ряду других Киево-Печерских святых. Празднование Собору преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, было установлено в 1684–1690 гг., при архимандрите Варлааме (Ясинском), а их общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода от 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные Московские месяцесловы. Имеется служба со славословием Дамиану вместе с преподобными Матфеем (ум. в 1078/1088 г.) и Иеремией (ум. около 1070 г.) прозорливыми. Наиболее раннее сохранившееся изображение Дамиана находится в Радзивиловской летописи конца XV в. в числе миниатюр с образами первых черноризцев Печерских, под 1074 г. Здесь изображено успение святого, у одра которого стоят преподобный игумен Феодосий с братией. Дамиан представлен возлежащим на ложе со сложенными на груди покровенными руками, в монашеском одеянии и куколе, с нимбом, как и преподобный Феодосий. Одно из ранних произведений – ксилография работы мастера Илии в цикле гравюр для Киево-Печерского патерика с 2-частной композицией. Вверху – фронтальное ростовое изображение Дамиана в виде старца с небольшой седой бородой, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и чётками в опущенной левой руке; на дальнем плане – виды монастыря и Ближних пещер. Внизу – сюжет с ангелом, склонённым над лежащим преподобным, иллюстрирует повествование Патерика о видении умирающему Дамиану (надпись: «Ко Демиану прииде ангел во образе Феодосия обеща ему царство»). На гравюре для издания Патерика 1702 г. работы Леонтия Тарасевича фигура Дамиана помещена в верхнем регистре, вполоборота вправо, с немного склонённой головой и крестообразно сложенными на груди руками, на левой руке – чётки. Поза святого, рисунок черепа на позёме с цветущими травами напоминают о необходимости приготовления к смерти. На заднем плане, по тексту Патерика, добавлены сюжеты ночного бдения святого с чтением духовных книг и его дневных трудов – исцеления больных, приносимых в обитель. В нижнем регистре в картуше – композиция с ангелом, повторяющая гравюру мастера Илии. К образу, созданному Тарасевичем, восходит описание внешнего облика святого в иконописном подлиннике конца XVIII в.: «Сед, плешив, брада проста, доле Николиной, на плечах схима, риза преподобническая, испод лазорь». В сводном подлиннике XVIII в. Г.Д. Филимонова под 5 октября о нём сказано: «Подобием надсед, брада подоле Богословли, в клобуке, ризы преподобническия, правая рука благословенна, в левой лестовка».

 



 
PR-CY.ru