ДАМАСКИН

ДАМАСКИН – иеродиакон Чудова монастыря, полемист конца XVII в. Биографические сведения о нём очень скудны. В начале 1680 гг. он был ещё мирянином, в 1691 г. – уже монахом Чудова монастыря (строгой жизни), проводил время в чтении и писании книг. О нём известно только то, что он был великоросс, посещал Киев, Афонскую гору и Соловки. Дамаскин удалился на Афон в 1698 г. и описал все тамошние монастыри, скиты, трапезы, церкви и пещеры, составив и рисунки к ним. После возвращения в Москву получил от новгородского митрополита Иова поручение отыскать удобное место для уединённого жилища митрополиту, посетил для этой цели Соловецкий монастырь, но удобного пустынного места не нашёл. Очутившись снова в московском Чудове монастыре, Дамаскин возымел твёрдое намерение удалиться на Афон, но был глубоко возмущён клеветами и ругательствами архимандрита Гавриила Домецкого на всех московских учёных по поводу спора о времени пресуществления святых даров и выхода в свет книги «Остен». Несмотря на то, что латинствующее учение было осуждено на Московском соборе 1690 г., против «Остена» выступил архимандрит Юрьева монастыря Гавриил Домецкий с сочинением «Сто пять вопросов». Ответом ему и было названное сочинение Дамаскина, написанное в форме послания к митрополиту Иову (1704 г.). Дамаскин написал книгу в 1704 г. и послал её митрополиту Иову при письме 8 июля 1705 г., написав ему ещё два письма, из которых видно, что просмотреть писания Домецкого Дамаскину поручил митрополит. Сочинение «Сто пять ответов Домецкому» направлено против приверженцев латинского мнения, которое учит, что пресуществление святых даров совершается при произнесении священником слов: «Приимите, ядите...» Впервые (в 1667 г.) оно было высказано игуменом Киево-Михайловского монастыря Феодосием Сафоновичем в книге «Выклад о церкви и её тайнах». Против неё по поручению патриарха Иоакима (1674–1690 гг.) написал возражение инок Евфимий под заглавием «Остен» (т.е. бодец). Книга Дамаскина достигла цели: враг православия Домецкий был ниспровергнут и бежал в Киев, а Дамаскин, вероятно, удалился на Афон. Он был последователем и, может быть, даже учеником братьев Лихудов и умер после 1706 г. Дамаскин писал ещё книгу «Грешных спасение» и много других, неоконченных за недосугом. Это – тип истинно русского человека, не испорченного схоластической наукой, хотя для своего времени и звания очень образованного, честного, неподкупного, с прямым здравым смыслом, непритворно смиренного и благочестивого, но неустрашимого борца за свою веру и народность. Ему принадлежат также перевод с греческого «Проскинитария святой горы Афонския» (доктора И. Комнина; 1701–1703 гг.) и сравнение Афонской горы с Соловецким монастырём.

 
PR-CY.ru